Обратная сторона МАФов: владельцы киосков о ситуации в Киеве


Фото: Facebook

Игорь Гончаренко, один из лидеров объединения предпринимателей Киева, гражданский активист:

Малый бизнес подразумевает под собой множество важных вещей, которых, к сожалению, не понимают многие государственные деятели. Наверное, потому что им не хватает профессионализма и образования. У малого бизнеса есть две основные функции: это организация рабочих мест и самореализация людей, которые хотят заниматься предпринимательством. Ведь в малом бизнесе занять себя могут гораздо больше людей.

Например, европейцы очень лояльно относятся к малому бизнесу, многое разрешают, а главное – много помогают. У нас понимание того, что малый бизнес нужен экономике города, вообще отсутствует.

Я скажу то, что, наверное, не понравится киевлянам: нельзя сокращать места для малого бизнеса. Это нонсенс, постсоветский парадокс, но именно это и делают наши чиновники. Наша власть говорит: «Мы за наведение порядка». И для них это важнее, чем сохранение рабочих мест. Так быть не должно. Нужно создавать альтернативные рабочие места, и именно это и предлагает малый бизнес.

Очень важно еще и то, что малый бизнес позволяет людям самореализовываться, работая на себя. Если сейчас убрать только МАФы, то мы, по сути, выкинем на обочину порядка 150 тыс. людей. Без финансовой поддержки, без поддержки государства малый бизнес, особенно у нас в стране, существовать не сможет. Но если мы возьмем киевскую власть, то она сосредоточена совершенно на другом: на выборах. Поскольку существует определенное недовольство киевлян внешним видом киосков – политики этим пользуются. Они идут на выборы с популистскими заявлениями о наведении порядка.

Конечно, для них самое важное – это рейтинг. Если бы для них было действительно важен рост благосостояния людей, как они говорят, то они бы наоборот развивали малый бизнес. Предприниматели зарабатывают деньги в городе, здесь же их тратят — так происходит увеличение покупательской способности. Супермаркеты, например, не тратят заработанные деньги в Киеве, а выводят в офшоры. А малый бизнес вкладывает деньги в город, развивает покупательскую способность, развивает инфраструктуру и сферу услуг. На малый бизнес давят представители крупного бизнеса, пытаясь монополизировать все, что только можно.

Они ведут такую ценовую политику, которую не может выдержать малый бизнес. Они пытаются разместиться в городе, хотя крупные продуктовые супермаркеты, я считаю, должны находиться за городом — как магазины выходного дня.

Малый бизнес всегда готов к сотрудничеству. Когда был призыв освободить 20-метровую зону возле метро, предприниматели его поддержали, потому что все хорошо понимают эту необходимость. Наша реакция была абсолютно нормальной – мы взяли и убрали свои МАФы. Конечно, и среди предпринимателей есть недобросовестные, которые договариваются с властью. На Льва Толстого, например, МАФ в 20-метровой зоне остался – его почему-то не убирают. Такого, я считаю, быть не должно: если уж все договорились, то все должны делать так, как договорились.


Фото: Facebook

Да, действительно, в некоторых местах есть явная перегрузка киосков, тяжело пройти, и это неудобно для киевлян. Но все это можно скорректировать, и предприниматели многое предлагают для решения этих проблем. Например, построить небольшие торговые центры, куда и перенести розничную торговлю из киосков. Власть часто говорит, что согласна на сотрудничество, и часто заявляет об этом в прессе, но разве она сделала хотя бы один шаг навстречу? Разве она выделила землю под строительство небольшого торгового центра хотя бы в одном районе, куда могли бы перейти предприниматели? Нет. Она выделяет землю только под строительство домов и торговых центров, которые обслуживают крупный бизнес.

Нам говорят, что мы должны переходить на первые этажи. Но опять же это всего лишь пиар политиков. Развитие первых этажей под мелкие предприятия – это миф, который распространяет власть, и он совершенно не подтвержден экономически.

Действительно, есть пустующие площади на первых этажах, и, казалось бы, неплохо заполнить их малым бизнесом. Но это невозможно, потому что малые предприниматели не смогут конкурировать с большими супермаркетами и торговыми центрами, которые уже успели занять первые этажи. Кроме того, многие помещения просто не приспособлены для ведения розничной торговли и оказания услуг, как это есть, например, в Европе. Там такие помещения приспособлены к торговле и находятся в специальных местах: с большим трафиком людей и отсутствием супермаркетов поблизости.

Все, на что способна сейчас власть, – это силой убирать киоски. И делается это в угоду большому бизнесу: предприниматели не пойдут на первые этажи, им это экономически невыгодно, а значит, люди будут ходить только в супермаркеты. 

Я совершенно точно могу сказать, что после избрания новой власти стало однозначно хуже – можете спросить любого предпринимателя. Сравнивая две власти – ненавистную прошлую и ту, которая сейчас, – малые предприниматели в один голос вам скажут, что нынешняя намного хуже. Вести бизнес сейчас стало намного тяжелее. Мы сталкиваемся с несправедливостью, с непонятным принятием решений, которые уж никак не ведут к улучшению нашего благосостояния как граждан. Все решения принимаются без нас. Какой бы ни была прошлая власть, все решения, которые они пытались принять, плохие или хорошие, всегда принимались с участием предпринимателей. В комиссию всегда включались наши представители, они имели право голоса, могли высказаться. Их, конечно, не сильно слушали, но это уже другой вопрос. Тем не менее, у многих предпринимателей была равная трибуна с чиновниками. А сейчас такого нет.

Вот сейчас работает комиссия по МАФам – там у предпринимателей права голоса нет. И при всем этом мы не слышали, чтобы уволили хотя бы одного коррупционера из городской мэрии. Разве у нас победили коррупцию? Нет, мы слышим только популистские лозунги.

От отчаяния мы уже неоднократно выходили на митинги – и нас было по несколько тысяч человек. Нам обещали выйти на контакт и прислушаться, но это так и осталось на уровне обещаний. Многие предприниматели на сегодняшний день уже разуверились – власть принимает решения, которые не устраивают ни предпринимателей, ни киевлян. Предприниматели трудятся для киевлян, они заинтересованы, чтобы люди были довольны. Я вас уверяю, 70% киевлян и 90% предпринимателей не удовлетворены тем, что МАФы закрывают проходы и выглядят некрасиво. А почему все так? Потому что власть заинтересована на этом сделать пиар. Плохо стоит киоск? Они приезжают с камерами и сразу показывают, как плохо. Вместо того, чтобы спокойно сказать предпринимателю: «Может, ты подвинешься немного отсюда или перейдешь? Может, мы переставим тебя в более подходящее место?». Предприниматель на это всегда согласен, потому что он хочет дальше работать. Но нет, к нему приезжают с прессой, чтобы продемонстрировать, как его победили. Это ничто иное, как борьба за голоса.

Или поступают следующим образом. Была ситуация на Оболонской набережной. Приехали люди от власти и попросили предпринимателей: «А давайте вы это отсюда уберете, потому что как-то не смотрится? Мы перенесем вас в другое место. Как вам?» – «Нормально». Взяли и тихо уехали. А власть потом преподнесла в прессе, что они там все поломали, легли костьми, но победили и сделали это для людей. Люди думают, что это правда, хотя на самом деле политикам перед выборами надо что-то показать людям, а показывать ведь нечего, кроме борьбы с МАФами.

Вы спросите, что мешает предпринимателям сделать красивые МАФы? Когда у нас нет документов на размещение киосков, мы не хотим вкладывать в них большие деньги. На сегодняшний день все МАФы в Киеве стоят нелегально. Какой нормальный бизнесмен захочет вкладывать деньги в то, чтобы построить добротный хороший киоск, если его могут снести в любой момент?

Власти невыгодно давать документы на длительный срок – и это главная коррупционная составляющая этого бизнеса. Ведь если предпринимателей оставить без документов, то с них можно «качать» деньги. Цены на временные документы очень большие – не все могут себе позволить их купить. Например, за обычный киоск могут взять 20-25 тыс. грн. За то, чтобы получить документы на полгода — это достаточно большая сумма. Но даже тем, кто эти документы купил, могут сказать: «Это не значит, что вы тут стоите законно – это значит, что, может быть, вас не снесут в течение полугода».

Мы делаем все возможное – добиваемся встреч с руководством города, пытаемся донести свои проблемы, обращаемся во все инстанции, пишем открытые письма, выводим людей на демонстрации. Но почти все безрезультатно. Как мы относимся к людям, которые против МАФов? Мы пытаемся разговаривать, и в большинстве случаев они не могут объяснить, поему они против. Они просто принимают за чистую монету манипуляции со стороны власти, которая пытается показать, что она борется с «МАФией» и побеждает ее.

Сейчас проводится конкурс на установку МАФов, и условия участия в этом конкурсе несправедливы для мелких предпринимателей. Они прописаны так, что участие в конкурсе может принимать лишь крупный бизнес. Например, только предприниматели, у которых есть 60 хлебных машин. Разве они есть у кого-то, кроме мультимиллионеров? Они поставят свои МАФы, назовут их как-нибудь хитро, «Киевхлебом» например. Три дня поторгуют хлебом, а потом начнут продавать все, что коммерчески выгодно.

Чтобы ситуация улучшилась, вопросом урегулирования МАФов должны заниматься профессионалы. И они в Киеве есть. Проблема только в том, что на самом деле решение этого вопроса никого не интересует.