В соцсетях ежедневно пользователи жалуются на некачественные товары или на то, что их обманули, пишет Сегодня. В одной истории жительница столицы купила на одном из рынков замороженный гренадер весом 1800 гр. Дома, растопив лед и перевесив рыбу на домашних весах, женщина увидела, что рыба уже вести 1300 гр. Полкило льда, за которые она заплатила, как за гренадер, исчезли вместе с растаявшей водой. Вторая история о том, что девушка приобрела дорогой пуховик и через неделю в изделии полезли швы над карманами, на спине, поясе. А хорошо прощупав его, киевлянка обнаружила, что пуха нет на значительной части рукавов. В магазине отказались вернуть деньги. В суд пострадавшая отказалась идти, поскольку считает, что шансов мало.
Всего лишь небольшая часть обманутых покупателей идут до конца, например, подают в суд или же просто пишут жалобу. Большинству же просто стыдно признаться даже самим себе, что были обмануты. И это большая ошибка, считают в Союзе потребителей Украины, так как молчание порождает безнаказанность и вседозволенность представителей торговли. По словам заместителя главы правления Союза потребителей Украины Олега Цильвика, несмотря на стеснительность, жаловаться на плохие товары украинцы в прошлом году стали чаще. Не устраивает их качество мяса и хлеба, бытовой техники и одежды. Ежедневно со своими бедами они звонят в Союз потребителей. Можно еще позвонить в милицию или скорую помощь, однако так поступают уже от отчаяния. В санэпидемстанцию или же другие подобные контролирующие органы со своими бедами обращаться – смысла нет. Ведь в стране действует запрет на проверку любого бизнеса: будь-то связанного с торговлей или предоставлением услуг. Напомним, 13 августа 2014 года постановлением Кабинета министров №407 введено временное ограничение проверок госорганами и иными контролирующими организациями предпринимателей. По идее – все для блага развития бизнеса. Изначально, мораторий должен был действовать до 31 декабря 2014 года, но 28 декабря прошлого года его продлили до 30 июня 2015 года.
"И это не предел. Сейчас в Верховной Раде, по моим сведениям, группа харьковских депутатов активно лоббирует продление запрета на проверки бизнеса до 2019 года. А это означает, что никто из контролеров не сможет прийти в тот же супермаркет и поинтересоваться у продавца – есть ли у того сертификат качества на тот или иной товар, не сможет заглянуть в холодильники – при какой температуре хранится рыбка. И так еще четыре года", – говорит заместитель главы правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик.
По словам эксперта, количество жалоб на некачественные товары за последний год значительно возросло. Цильвик связывает такую динамику, в первую очередь, с запретом на госпроверки. Ведь если ранее с жалобами на некачественный товар потребители звонили общественникам один раз в два дня, то после начала моратория ежедневно своими бедами спешат поделиться по 3-5 горе-покупателей. Наибольшее количество обманутых – в Киеве (3567 человек) и Днепропетровской области (2217). Наименьшее количество жалоб от жителей Житомирской (270) и Волынской областей (226). Однако представитель Союза потребителей уверен, что это только верхушка айсберга, ведь многие стесняются звонить и жаловаться или же из-за низкой стоимости товара не хотят морочить себе голову и портить нервы.
"Половина жалоб к нам приходит на некачественные бытовые товары. Это неработающие телевизоры, утюги, компьютеры. Возвращать деньги за них покупателям магазины не спешат. Отправляют в сервисы, чаще при своих же магазинах. А там проводится экспертиза. И угадайте, кого она признает виноватым? Конечно, покупателя. Говорят, что тот неправильно эксплуатировал товар или же обещают поменять деталь, но предлагают подождать до полугода, мол, пока та из заграницы придет... 40% жалоб – на некачественные услуги. В прошлом году рекорд побили те компании, которые изготавливают и устанавливают окна. Наиболее распространенный обман – продать клиенту окно, а за установку требовать отдельную, не оговоренную в контракте сумму. Или же просто плохо его установить. Недавно к нам звонила киевлянка и жаловалась, что между рамами и стеной спичечный коробок пролазит. Наконец, 10% жалоб – некачественные продукты. Гнилой, просроченный, просто не сертифицированный товар продают везде: и в больших торговых сетях, и в маленьких магазинчиках. Просроченного больше в последних. В больших магазинах любят обманывать с ценой. Возле товара пишут одну стоимость продукта, а в чеке выбивают большую. Заметить такой обман можно, только покупая один или два продукта. А в общей массе покупок воровство 10-20 гривен не так заметно. Или же колбаса. Висит палка, возле нее цена. Вроде все нормально. Но стоит ее перевесить и стает понятно, что она уже неделю как усохла, и теперь ее масса не 500 грамм, например, а 400. Но стоимость палки не поменяли же! А ведь бывают и критические последствия таких покупок. Так, летом к нам обратилась киевлянка, которая купила в одном из супермаркетов икру. Пришла домой, поела ее, и пришлось вызывать "скорую". Сильная интоксикация, неделя в больнице. На ее претензии в магазине ответили, что, мол, та сама могла что-то сделать с икрой. Мы сами также провели эксперимент. Купили в маркете готовый салат, сели в такси и повезли его в лабораторию. Там эксперты обнаружили кишечную палочку. Мы подали на магазин в суд, но дело проиграли. Сторона ответчика заявила, что мы сами могли туда ее запустить, например, не соблюдая правила транспортировки. Так сколько таких кишечных палочек мы поедаем, не зная? Вообще суд выиграть в таких делах крайне сложно. У торговцев достаточно верткие защитники", – рассказывает Цильвик.
Глава киевского отделения всеукраинской общественной организации "Союз потребителей Украины" Максим Папуша утверждает, что на обсчет, обвес, продажу залежалого товара под видом свежего попадаются даже "подкованные" покупатели. "Практически в каждом магазине есть товары с истекшим сроком годности или переклеенной этикеткой. При наличии чека восстановить справедливость легко. Когда наши представители приходят с чеком в магазин, обычно деньги возвращают сразу или меняют товар на годный. Нет — подаем в суд. Сейчас рассматриваются 15 исков по поводу некачественных и даже опасных продуктов — это поддельная красная рыба, крупы с крысиным пометом, салаты с кишечной палочкой. Также процветает мошенничество, например, обвинение покупателей в воровстве. Правда, для этого необходим сговор между кассиром и охранником. Кассир специально не проводит по кассе 1—2 единицы дорогого товара (коньяк, мартини, кофе, колбаса, икра), затем покупателя останавливает охрана и просит сверить чек с покупками. Далее жертву обвиняют в хищении, заводят в подсобку и ставят перед выбором: либо мы вызываем милицию, либо вы платите "штраф" в размере 2—3-кратной цены товара. Но тут главное — не нервничать: по закону в том, что неоплаченный товар оказался в тележке, виноват кассир, а не покупатель, если он, конечно, не спрятал покупку, а выложил ее на кассе. В ответ на претензии охранников оставайтесь на месте, а не идите с ними в подсобку, где с вами могут сделать все, что угодно, даже подложить товар в карман или сумку! Возле самой кассы требуйте вызвать милицию", – предупреждает Максим Папуша.
В Союзе потребителей соглашаются: возможно, до сих пор предпринимателей слишком часто проверяли. Но в то же время настаивают – совсем исключать проверки нельзя. Например, осуществлять их только по обоснованным жалобам покупателей или же если на магазин нет нареканий, то проверять его работу не чаще одного раза в год или два. Самих же покупателей просят быть осторожными. Например, присматриваться к этикеткам, проверять продукт тактильно или на запах, не брать слишком дешевую продукцию, внимательно читать гарантийные обязательства продавца и в случае проблемы не молчать, а обращаться к правозащитникам.