Уже несколько дней киевляне с трудом могут вызвать такси — большинство операторов уверяют, что у них нет машин. Как выяснилось, власти начали бороться с нелегальными таксистами. На прошлой неделе им отрубили самый мощный сервер обмена, куда стекалось 90% заказов со всего города. Нелегалы перешли на резервный сервер, но работает он плохо.
СХЕМА. «Я в выходные с трудом вызвал такси — нет машин! А водитель, который все-таки приехал, объяснил это временными трудностями — милиция отключила сервер заказов», — рассказал киевлянин Станислав Стеценко.
В милиции говорят, что проводят расследование уголовного дел, подробности которого держат в тайне, поэтому УБЭП отключил сервер и изъял 25 компьютеров. И это, мол, только начало.
Сервер работает в столице уже три года. Сюда скидывают заказы все нелегальные и мелкие таксофирмочки, которые сами не в состоянии справиться с заказами. Взять клиента может любой таксист, что и помогло наплодить в Киеве десятки подпольных фирм, которые работают без разрешения и лицензии. Они не имеют ни своего автопарка, ни офиса — порой на кухне сидит диспетчер, который по телефону принимает ваш заказ и скидывает его на сервер, за это и получает свой процент.
«Я считаю, что правильно закрыли сервер. Чтобы стать легальным таксистом, я потратил 6 тыс. грн — на страховку, таксометр и прочее. Теперь если на меня клиент пожалуется, меня оштрафуют, и даже с работы могут выгнать, поэтому я дорожу местом. А те — сделали прошивку мобильного и «бомбят» по городу. Сервер на этом жирует — нелегалы платят ему $1,5 тыс. при регистрации и по 10 грн за машину, 90% таксистов пользовались этим», — возмущается легальный таксист Николай.
МНЕНИЯ. Нелегалы же подозревают, что им перекрыли кислород перед Евро. «Мы думаем, что это заказ со стороны власти. Это грозит монополией в преддверии Евро», — считают в общественной организации «Такси столицы». Но их коллеги не согласны. «Это нужно было сделать давно, — считает глава правления организации «Украинская таксомоторная ассоциация» Анатолий Галазюк. — Легализовать свой бизнес водителю просто и доступно: затрат около 3—4 тыс. грн, включая оборудование авто ( водителю для этого надо стать ЧП, оформить страховку, поставить в машину счетчик. — Авт). При этом на цены для пассажиров это особо не влияет». По оценкам эксперта, бюджет Киева от нелегального рынка такси ежегодно недополучает до 150 млн.
ВЛАСТИ. Все точки над «і» должен был расставить законопроект о регулировании работы такси, но он пока откладывается, поскольку крупные игроки на рынке вносят свои предложения. Поэтому Мининфраструктуры хочет передать все полномочия по такси местным властям.
«Мы не должны заниматься такси. Это право местных советов. У нас две просьбы к местным властям: обязательный счетчик в такси и возможность расплатиться карточкой в крупных городах», — рассказал нам вице-премьер-министр и министр инфраструктуры Украины Борис Колесников.
В мэрии нам сказали, что готовы наводить порядок на рынке такси, но нужна официальное «добро» из Кабмина. Пока же киевлянам рекомендуют заранее вызывать такси и выбирать известные фирмы, название которых на слуху.