У моих друзей сложилось мнение, что раз я работаю в благотворительном фонде и помогаю тяжелобольным детям, то я должна знать их всех. Если не в лицо, то по именам. Поэтому они присылают мне фотографии боксов, в которые волонтеры собирают деньги на улицах, и спрашивают: «А правда ли, этот ребенок болеет?» Всех детей я, конечно, не знаю, но навести справки могу.
Фото: shutterstock.com
Еще ни разу мне не попалась честная история, где ребенок действительно получает собранные деньги, когда они нужны. Зато была «мама», которая собирала деньги на «очень тяжелобольного» ребенка из Охматдета. Как выяснилось, ребенок лежал в больнице 3 дня с ангиной и на момент сбора был полгода как выписан. Были люди, которые собирали деньги на ребенка из области, утверждая, что ему необходимы дорогостоящие лекарства. Как выяснилось, мама считала, что их семья должна лечиться в отдельной палате, которую надо оплачивать. А собирать деньги на умерших детей – классика жанра.
Как же не дать обмануться? Первое и самое важное - у людей, которые собирают деньги на улице, должен быть один единственный документ – разрешение от городской администрации на проведение акции по сбору денег. В документе должно быть указано: место проведение акции, временные рамки и кто это может делать с паспортными данными человека. То есть собирающий должен показать вам этот документ и свой паспорт. Жалобная фотография не может заменить это разрешение.
Второе. В этом документе должно быть прописано, как изымаются деньги из бокса. Это должно проходить при комиссии из трех человек. Обычно фонды делают это либо в присутствии журналистов, либо известных и уважаемых людей.
Третье. Деньги, которые вынули из бокса, должны быть внесены на счет фонда в тот же день. Если акция завершилась, например, в 9 вечера, то бокс должны распечатать сразу утром следующего дня и деньги должны быть занесены на счет до 10 утра. У фонда на каждый бокс должно быть пять документов: до начала сбора – акт об установке и пломбировании бокса, после окончания – акт выемки денег, который составляется с комиссией и все ее члены его визируют. В тот же день должен быть приходной ордер, где деньги оприходованы в кассу фонда, после этого и до окончания банковского дня деньги должны быть внесены из кассы фонда на счет фонда – готовится расходный кассовый ордер. У фонда должна быть банковская квитанция о внесении денег.
Фото: shutterstock.com
Четвертое. Сотрудники фонда обязаны давать информацию обо всех результатах сбора и отвечать на вопрос, сколько денег они берут себе на содержание фонда. Цитирую закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, ст. 17, пункт 3: «Інформація про структуру та розмір доходів і витрат благодійних організацій, а також умови використання їх активів для благодійної діяльності не є конфіденційною інформацією або комерційною таємницею».
Пятое. У фонда должен быть заключен договор с родителями об оказании им помощи, на основании которого они собирают деньги. Вы имеете право требовать у фонда отчет о приходе/расходе средств. Если фонд не публикует его на сайте, не выкладывает чеки, не предоставляет его письменно, то это повод задуматься.
Также важно помнить о том, что волонтеры работают на чувствах и эмоциях. Я видела, как волонтер подбежал к девушке, которая вышла с пакетом из дорогого магазина, и начал жалостным голосом рассказывать, как умирают дети и как их спасут деньги. Девушка открыла кошелек и дала 200 грн. Как показывает правило, если начать волонтеров расспрашивать, то они теряются и не знают ответов на вопросы. Лучше всего спросить следующее: где лечится ребенок, что это за болезнь, как ее можно вылечить, что для этого надо, как давно лечится ребенок, имя лечащего врача. Обычно достаточно пары вопросов, чтоб понять врет человек или нет.
Фото: shutterstock.com
Важно не стесняться позвонить родителям и в больницу. В конце концов, вы даете деньги, которые заработали и можете потратить на себя. Мама, у которой серьезно болеет ребенок, знает все. Она знает обо всех лекарствах, о том, сколько они стоят, где их дешевле купить, как чувствует себя ребенок. А потом позвоните в больницу и узнайте, есть ли такой пациент. Потому что бывают родители, которые «зарабатывают» на болезни ребенка. Зная отзывчивость людей, они постоянно рассказывают, как им тяжело, в каком адском состоянии детеныш, а сами делают ремонты, покупают машины и т.д. Это не из мира фантастики, а достаточно частые случаи среди просьб на детей. Также полезно узнать, есть ли вообще такой лечащий врач. Однажды к моему знакомому пришли в офис просить деньги на ребенка, он позвонил в больницу,в которой якобы лечился ребенок, и ему сказали, что такого доктора вообще не существует.
Типичный пример мошеннического уличного фандрейзинга.
К сожалению, в Украине я не знаю ни одного фонда, который бы занимался уличным фандрейзингом и тратил эти деньги действительно по назначению. Почему родители, фотографии чьих детей нещадно эксплуатируют, не жалуются? Потому что им важна и нужна любая помощь. Они рады даже десятой доле собранного. Поэтому так важно быть ответственными и проверять, кому действительно даешь деньги.
По материалам: platfor.ma