В парках Киева народу - толпы, дым от мангалов - коромыслом, пиво - рекой. Люди катаются на каруселях, мчатся вниз головой на «американских горках» и болтаются на «тарзанках».
СОТРУДНИКИ СВОИХ ДЕТЕЙ ПУСКАЮТ ТОЛЬКО НА «ЛОДОЧКИ»
Сезон каруселей стартовал еще в конце марта: первые отчаянные любители покружиться лезли на перезимовавшие советские «ромашки». А они еще никем не проверялись! И единственными, кто нес ответственность за жизнь и здоровье расслабляющихся киевлян, были… сами хозяева каруселей. Кстати, доверять последним - дело неблагодарное, потому как действенной управы на них, по сути, нет.
Штрафы, которые предписаны законодательством за эксплуатацию неисправного аттракциона, смехотворны - от 85 до 170 гривен! Нормальные хозяева сами хотели бы, чтобы была проведена независимая экспертиза Госгорпромнадзора, но, как показывают периодически случающиеся в Украине «трагедии на качелях», есть и те, которые надеются на авось. - Как ни крути, а аттракционы - это лотерея, - откровенничает Александр, администратор одного из аттракционов в Гидропарке. - Это техника, а она иногда ломается. И не только у нас - катастрофы происходят и в Европе: там развлекаться не намного безопасней! Я свою жену и ребенка пускаю только на «лодочки» - если и сорвутся, то с них падать невысоко. Насчет Европы аттракционщик откровенно слукавил.
Как рассказали «КП» источники в Госгорпромнадзоре, ситуация там совершенно другая. - Все механизмы на Западе намного дороже и, соответственно, качественнее, - говорит специалист. - Там люди платят по 30-40 евро за те же «горки», а у нас - 30 гривен. Отсюда и все проблемы: в карусельный бизнес вкладывают средства, которые можно «отбить». Не больше. Впрочем, дешевизна отечественных аттракционов - это еще полбеды. Дело в том, что проверять карусели наши инспектора могут, только уведомив об этом владельцев за десять дней.
Получив такое «письмо счастья», стационарные парки, естественно, быстренько «подшаманивают» недостатки, а все приезжие - сворачиваются и исчезают в неизвестном направлении. Кстати, по закону передвижные парки развлечений не обязаны сообщать о своем прибытии Госгорпромнадзору. Инспектора находят их сами и проверяют.
АТТРАКЦИОНЫ ТЕСТИРУЮТ ПЕСКОМ
Даже с такой более чем лояльной к предпринимателям схемой работы первые рейды инспекторов выявили множество нарушений. - Сейчас проверено 182 аттракциона, из них 85 - объекты повышенной опасности, 45 из которых не эксплуатировались, - рассказали в пресс-службе Госгорпромнадзора. - Например, в Голосеевском парке культуры и отдыха имени Рыльского отсутствуют разрешения, нет результатов экспертного обследования аттракционов и необходимых условий дальнейшего их использования.
Кстати, узнать, проверили ли выбранную вами карусель, несложно. - На стендах рядом с аттракционами многие владельцы по собственному желанию вывешивают разрешения, которые получают у нас, - рассказал «КП» заместитель начальника государственной инспекции котлонадзора территориального управления Госгорпромнадзора Борис Фуголь. - Некоторые пошли еще дальше - в паспортах аттракционов размещают копии записей независимых экспертов, которые проводили технический осмотр. А те проверяют буквально каждую гайку. Потом проводятся статическое и динамическое испытания.
То есть при проверке «Колеса обозрения» вместо посетителей аттракцион нагружают мешками с песком, общая масса которых вдвое превышает проектную. Испытания проводят дотошно, ведь эксперт, после того как поставил свою подпись, несет личную ответственность. Госгорпромнадзор пока закончил только проверку готовности аттракционов к сезону. В мае инспектора еще раз пройдутся по своим «клиентам», чтобы убедиться в правильности эксплуатации «американских горок» и прочей крутящейся-вертящейся радости.