Снегопады, обрушившиеся на Киев в конце марта, спровоцировали огромное количество ДТП на столичных дорогах. Вследствие неудовлетворительной работы коммунальных служб, много автомобилей пострадало от падающих с крыш сосулек и снега. Теперь же столичных жителей предупреждают о возможных подтоплениях – а значит, быть новым убыткам.
Непростое время настало также и для страховых компаний, которых клиенты заваливают заявлениями о возмещении причиненного ущерба. За что и сколько платят страховики, а также чем больше всего дорожат киевляне.

Машина - прежде всего
Согласно статистике, украинцы больше всего ценят (а соответственно, и чаще страхуют) свои автомобили. Здоровье, по подсчетам страховых фирм, в списке приоритетов стоит на втором месте. "В прошлом году страховые компании обработали более 2,5 млн страховых случаев и выплатили гражданам 3,2 млрд грн. Большинство этих выплат связаны с возмещением убытков, причиненных транспортным средствам - это 1 млрд 400 млн грн. Выплаты, связанные с предоставлением медицинских услуг, составили 1 млрд 121 млн грн. Еще 600 млн - денежные выплаты в связи со страховыми случаями", - сообщил Александр Залетов, заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины.

Машины страхуют значительно чаще, чем остальное имущество. Средняя премия по договору страхования – то есть, средняя сумма, уплаченная страховой компании клиентом-автомобилистом – составляла в прошлом году 8,8 тыс грн., средний размер выплат существенно не отличался – 9 тыс грн. Страховщики уверяют: выплаты по страховке получил каждый второй застрахованный. Только по Киеву в 2012 году было урегулировано более 300 тысяч случаев: по "Автоцивилке" - 109 тыс., по "Каско" - 170 тыс.

А вот страхование имущества пользуется далеко не такой популярностью, хотя при средней выплате 10 тыс. грн. страховой взнос составляет всего около 370 грн. в год. Причина – в том, что неприятности такого рода случаются у людей намного реже, чем с машинами. Из каждых 100 застрахованных всего 8 обращаются за компенсацией ущерба имуществу.

"Сегодня граждане, не будучи очень напуганными, так, как в случае с машинами, когда практически каждый второй попадает в аварию, не очень спешат заключать договора страхования своего имущества", - констатирует Игорь Сахар, представитель Украинской федерации безопасности, добавляя, что проводить выплаты в подобных случаях страховые компании считают делом имиджа.

Готовь сани летом, а страховку от потопа - зимой
Практически в 100% обращений выплачиваются также деньги тем, кто пострадал от стихии. Но желающих обезопасить себя и свое имущество от потопа или другого стихийного бедствия – еще меньше. Многие клиенты страховых компаний, даже принимая решение застраховать свое имущество, будь то дом целиком, внутренняя отделка или бытовая техника, из соображений экономии выбрасывают из договора пункт о страховании от стихии – дескать, в Киеве не может быть ни цунами, ни землетрясений, ни потопов.

В этом же году после того, как было объявлено, что в столице вполне может быть, если не наводнение, то серьезные подтопления – в офисах страховых компаний выстраиваются целые очереди из желающих перестраховаться в прямом и переносном смысле. Вот только большинство получает от ворот поворот.
"Сегодня начался всплеск спроса: а можно мы застрахуем то, что у нас здесь на берегу Днепра стоит. Все уже перепугались, ожидая наводнения. Могу сказать в части нашей компании: если человек был раньше застрахован, договор ему продлят. Но если никогда не страховался, а тут уже идет угроза затопления - такие риски страховаться уже не будут. Ни в моей компании, и не думаю, что какие-то другие это сделают", - рассказывает Сахар.

В случае реальной угрозы, уже объявленного грядущего стихийного бедствия либо эпидемии страховать от таких случаев среди работников страховых компаний считается такой же глупостью, как, например, застраховать от ДТП уже попавшую в него машину. Поэтому, если человек не подумал о возможности подтопления раньше – сейчас делать это уже поздно. Но можно сделать выводы на будущее.

Чтобы не было мучительно… дорого
Снежный коллапс в конца марта и возможное подтопление в апреле должны были бы заставить задуматься и законодателей. Представители страховых компаний уже достаточно давно лоббируют введение на законодательном уровне обязательного страхования от стихийных бедствий – чтобы в случае беды люди не оставались с ней один на один. Такое страхование уже давно существует во всех цивилизованных европейских странах.
Отечественные же чиновники, в подавляющем большинстве живущие в Киеве, до сегодняшнего дня считали, что потопы и метели, полностью парализующие жизнь населенного пункта – удел отдаленных от "цивилизации" районов. Этот год многих заставил пересмотреть свои взгляды. Поэтому страховые компании планируют снова поднять вопрос обязательного страхования от стихийных бедствий, который поставили еще в 2008 году.

Еще одно предложение страховых компаний, связанное с убытками от стихии, касается коммунальных служб. Ведь сейчас, если на машину упала глыба льда с крыши либо человек поскользнулся на нерасчищенной дороге – коммунальщики как виновники происшествия ответственность несут чисто теоретически. Даже имея решение суда, шансы "выбить" из них деньги – довольно призрачны.

"У них в балансе нет соответствующих резервов для таких случаев. Наше предложение следующее: на законодательном уровне обязать коммунальные и другие службы, связанные со стихийными бедствиями, создать резерв в своем балансе - 5 или 10%, либо банковскую гарантию иметь, либо депозит в банке, либо полис страхования ответственности за причиненный ущерб. И тогда будет понятно, что мы можем прийти в коммунальную службу, и у нее есть, по крайней мере, по одному из направлений денежное обеспечение", - говорит Залетов.

Киев - кошмар для страховых компаний
Окончательных данных о том, насколько возросло количество обращений клиентов к страховым компаниям после снегопадов, пока нет. Но страховики признают: такое увеличение есть. "Если брать статистику по обращениям по разным случаям - их количество увеличилось. Если сравнить январь-февраль этого года с 2011-м, то возрастание где-то на 20-25%. Хотя в некоторых регионах оно еще больше. По Киеву за возмещением ущерба обращаются на 40% больше людей вследствие форсмажорных для государства обстоятельств", - делится предварительными подсчетами зампредседателя совета Лиги страховых организаций Украины.

Киев вообще является для страховых компаний "бермудским треугольником". Из-за значительной концентрации в столице людей и машин (в столице насчитывается 10% автомобилей от всего количества машин в Украине) – количество страховых случаев и обращений за компенсацией увеличилось в 1,5-2 раза.
"Если проанализировать так называемую убыточность – на 100 грн. страховых премий сколько совершается страхового возмещения, то в обязательном страховании цивильной ответственности такая "средняя температура" по Украине: 40 грн. возмещения на 100 привлеченных гривен. Если выбросить отсюда Киев - станет 20. А если взять Киев отдельно - это будет от 100 до 120%. Некоторые компании становятся банкротами, если они только в Киеве страхуют, потому что в столице выплат больше, чем полученных денег", - говорит Сахар.

Дальше, по прогнозам страховых компаний, ситуация будет только ухудшаться. Ведь с каждым годом все больше изнашиваются автомобили, средний "возраст" которых по Украине составляет сейчас 19 лет, ухудшается состояние дорог - и, как следствие, происходит больше аварий.

Как получить страховку
Если страховой полис – на машину, имущество либо ущерб от стихии – имеется, страховая компания обязана выплатить страховку. Но – только если наступление страхового случая подтверждено документально. Иначе, уверяют сами страховщики, им "светят" проблемы с налоговой.

В случае ДТП нужна справка ГАИ, вызванной на место происшествия. Ущерб от подтопления требует документального подтверждения от МЧС. Тем, кто не знает, к кому обращаться за справками, необходимыми в том или ином случае, страховщики советуют еще раз внимательно прочесть свой страховой полис – где прописаны не только страховые случаи, но и документы, необходимые для тех или иных выплат.

После сбора документов нужно написать заявление в свою страховую компанию. Если же там начинают "морозиться" - искать управу на нерадивых страховщиков в суде, в Национальной комиссии по регулированию финансовых рынков. Если же компания является членом какого-либо объединения страховых компаний – можно пожаловаться и туда: оберегая имидж отрасли, компании-партнеры вполне могут "убедить" жадного страховика заплатить по счетам.

kiyany.obozrevatel.com