США
США – родина краудфандинга. Не удивительно, что здесь в первую очередь появляются узкосегментированные сервисы для разного рода проектов. С одной стороны, никто не запрещает соискателю подать идею и на универсальный онлайн-ресурс, с другой – у городской фермы крайне мало шансов успешно конкурировать с видеоиграми и гаджетами, признанными фаворитами рынка.
Впрочем, по-настоящему увлеченных людей это не останавливает. Так, например, на сервисе gofundme.com активисты собрали крупные суммы – 6 и 4 тыс. долларов – на установку флагштоков при въезде в город и на здании частной гостиницы. Патриотизм горы сворачивает.
Сбор денег на уличный огород на Манхеттене через платформу Make Architecture Happen
Нью-Йорк стал местом реализации и самого масштабного гражданского сооружения, которое будет возводиться за счет средств краудфандинга. В июле 2013-го проект "+Бассейн" (+Pool) на платформе Kickstarter получил необходимые 270 тыс. долларов на постройку в водах Гудзона лаборатории очистки воды.
Это часть "стройки века" - создания плавающего бассейна. Порядка 70% средств поступило от 2600 людей, которые пожертвовали от 25 до 199 долларов. Проект поддерживает трижды мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, но команда молодых архитекторов принципиально собирает средства среди всех жителей города, чтобы каждый ощутил причастность к этому большому делу. Предстоит еще не одна фандрайзинговая кампания, так как стоимость всего проекта – порядка 15 млн долларов.
Проект создания лаборатории по очистке воды на Kickstarter получил 270 тыс. дол. Фото: pluspool.org
Сейчас на сайте pluspool.org можно сделать свой взнос, купив одну из керамических плиток белого или голубого цвета, на которой обязательно будет размещено имя жертвователя, когда бассейн запустят.
Еще условно урбанистический проект, реализованный с помощью Kickstarter, - съемки фильма Urbanized. При необходимых 85 тыс. долларов режиссер Гари Хаствит получил более 118 тыс. на создание полнометражного документального фильма о дизайне городской среды. В нем ведущие архитекторы мира, дизайнеры, политики и философы размышляют о стратегиях и проблемах развития городов.
Великобритания
Один из центров краудфандингового бума в Европе – Великобритания. В островном государстве путем коллективного финансирования в ближайшее время реализуются три инициативы.
Так, в Бристоле общественное движение Demand Energy Equality собирается установить второе "Солнечное дерево". Первая конструкция из металла и солнечных панелей была создана в 2012 году. Она генерирует энергию для полива местных палисадников и огородов, на которых работают активисты дружественной инициативы Edible Futures.
Сфера деятельности этого движения – выращивание местными громадами съедобных и декоративных растений для своих нужд. Ценность проекта еще и в том, что подобное солнечное дерево можно сделать своими руками. Волонтеры Demand Energy Equality проводят мастер-классы на эту тему для всех желающих.
"Солнечное дерево". Фото:demandenergyequality.org
В Ливерпуле на двух заброшенных эстакадах создадут парк на средства горожан, аналогичный популярному HighLine Park в Нью-Йорке. Эстакады остались как память об интенсивном и не всегда разумном развитии магистралей для автотранспорта. Всего на будущий парк удалось собрать 40 тыс. фунтов стерлингов на краудфандинговой платформе Spacehive.
Проект был разработан местными архитекторами после того, как была обнародована стратегия развития города. Этот документ предполагал демонтировать сооружения, а стоимость работ была оценена в 4 млн фунтов стерлингов. Жители Ливерпуля решили иначе.
Кроме ревитализации эстакады, через spacehive.com были собраны средства на бесплатную wi-fi зону в центре Мэнсфилда, трансформацию телефонных будок в арт-галерею в Уэльсе, скульптурную прогулочную аллею в Лондоне. Последнюю должны презентовать в Лондоне этой осенью.
Проект носит название Line (Линия) и будет представлять собой выставку современных скульптур под открытым небом. Аллея проходит по линии меридиана, соединяет два легендарных вида Ист-Лондона – Олимпийский парк королевы Елизаветы и арену О2.
Украина
Старт реального краудфандинга в Украине непосредственно связан с онлайн-проектом социальных инноваций Big Idea. В марте 2012 команда "Велика ідея" запустила краудфандинговую платформу "Спiльнокошт" - самую известную и наиболее результативную на сегодняшний день в нашей стране. Стратегия "Спiльнокошта" как раз и предполагает развитие творческого урбанистического потенциала.
Их слоган - "Творческие города. Творческое общество". Сейчас профинансированы украинцами создание арт-пикника Славы Фроловой в Киеве, арт-троллейбуса в Николаеве, фестиваль "Республика" в Каменец-Подольском, в рамках которого в спальных районах города создаются масштабные муралы – картины, покрывающие площадь глухой стены многоэтажки.
Фестиваль "Республіка". Фото: Антон Бурачек, Respublica FEST
Но краудфандинг существует и вне онлайновых платформ, работая благодаря авторитету отдельных активистов и желанию горожан менять жизнь вокруг себя.
Рекордсменом и лидером общественного финансирования проектов по улучшению городской среды, бесспорно, остается Львов. Здесь без размещения на специальных сайтах, только силами горожан реализован целый ряд инициатив.
Самые известные из них "Дайте пройти!" (по борьбе с парковками на тротуарах), "Спасти Меркурия" (реставрация скульптуры в аварийном состоянии на фасаде одного из исторических зданий), Lypneva.com (создание общественного пространства на месте незаконной парковки).
Об ощутимых результатах краудфандинга в других городах Украины пока говорить сложно.
Россия
В России, как и в Украине, краудфандинг часто воспринимают как разновидность благотворительности. Хотя в мире широко распространен принцип, согласно которому жертвователи получают свою, пусть и небольшую, долю в реализуемом бизнес-проекте. Или некое вознаграждение – тот же экземпляр книги, альбома, изданных общими усилиями. Россияне и украинцы, если и скидываются деньгами, то чаще всего на приюты, детские операции и творческие проекты. Но, несмотря на стереотипы общественного мнения, краудфандинг все шире используют для проектов в других сферах.
Самым известным российским проектом в урбанистике с привлечением краудфандинговых средств остается "Городские проекты" - фонд, основателями которого стали муниципальный депутат Максим Кац и известный блогер Илья Варламов. Они решили улучшать городскую среду с помощью данных современной урбанистики и с опорой на работы известных исследователей Яна Гейла, Вукана Вучика и других.
"Городские проекты" при участии волонтеров смастерили лавочки из паллет. Фото: city4people.ru
Обязательный этап каждого проекта - полевые исследования волонтеров. На основе собранных статистических данных фонд смог убедить чиновников поставить 500 уличных лавочек, обозначить дополнительные пешеходные переходы, убрать парковку с тротуаров по Тверской, сократить объем "визуального мусора" - аляповатой наружной рекламы, и сделать много других полезных дел.
В российской глубинке - не до эстетства. Ждать помощи от чиновников – долго, утомительно и часто безрезультатно. С краудфандинговыми платформами связываться – в диковинку, поэтому делали, как умели, вскладчину. В городке Шарья Костромской области на ремонт моста 40 предпринимателей собрали без учета пожертвованных стройматериалов 300 тыс. руб. Этих денег хватило на все, хотя, по расчетам властей, официальные работы обошлись бы бюджету в 45 раз дороже - в 13,5 млн руб.
Мост до ремонта
Мост после ремонта