После пятничного поджога «Ауры» рестораторы заговорили о том, что в Киев возвращаются в лихие 90-е. Оказалось, что за последние несколько месяцев от похожих нападений пострадали еще несколько столичных заведений. Чтобы не стать жертвами бандитских захватов, рестораторам приходится нанимать охрану похлеще, чем в крупных банках.
МУРАТА ДОПРОСИЛИ. В деле уничтоженного рестобара «Аура» пока мало новостей: тех, кто в пятницу ночью разлил в помещении керосин, а потом поджег заведение, так и не нашли. Их личности еще не установлены. Версии ЧП у милиции те же: бизнес, конкуренция, война между соучредителями. Зато, ясно одно: муж певицы Ани Лорак явно не мог стать виновником произошедшего. «Мы допросили Мурата. Он всего лишь хотел взять в аренду помещение», — сказал нам начальник главного следственного управления МВД Украины Василий Фаринник. Сам же Мурат говорить не хочет: «Напишите обо мне что хотите...» Совладелица помещения ресторана, дочь экс-министра здравоохранения Наталья Спиженко, тоже отмалчивается — подписала в милиции документ о неразглашении данных досудебного следствия. «Она сделает заявление по окончании следствия», — сказал нам ее помощник.
КАК В 90-Е. Эта жуткая история, говорят рестораторы, напомнила им то, что происходило в этом бизнесе 20 лет назад. «Думаю, это все результат разборок между партнерами — аналогичные ситуации были в кровавых 90-х, и сейчас мы возвращаемся к этому. Тогда заведения не только жгли, были случаи и покруче. Например, когда партнеры не поделили долю в ресторане, один из них подогнал к заведению фуру с бетоном и залил вход, — говорит нам экс-владелица ресторанов Маргарита Сичкарь. — У меня тоже отбили охоту заниматься этим бизнесом, трижды забирая заведения (кидали партнеры, потом рейдерский захват, проблемы с арендатором), поэтому сейчас я не владею ресторанами. А «Аура» находится в таком сладком месте: с хорошей локацией, прекрасным видом на Киев, наверняка претендентов было много».
Гендиректор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова подтверждает: «Последнее время методы борьбы с партнерами внутри бизнеса очень ужесточились. Похожие случаи совсем недавно были и в других заведениях Киева. Например, среди рестораторов пошел слух, что недавно был рейдерский захват известного ресторана японской кухни: к владелице сети просто пришли, положили пистолет на стол и велели подписать документ. Она подписала — и больше не владеет сетью. В другом ресторане чешской кухни была похожая ситуация — кое-кому захотелось получить их помещение. В итоге заведение закрылось. И, поверьте, здесь не идет и речи о жесткой конкуренции, только о бандитских разборках, которые останутся безнаказанными. Думаю, что и в случае с «Аурой» не найдут реальных заказчиков».
По словам Насоновой, чтобы не рисковать своим бизнесом, владельцы ресторанов и кафе не только прощаются со своим бизнесом, но и стали очень осторожными. «Они очень плотно работают со службами безопасности, охрана у них теперь жестче, чем в банках. Спасет сейчас только одно — обмотаться жесткой проволокой», — говорит Насонова.
ПОГИБШИЕ. Бывший управляющий ресторана «Аура» Михаил Ансимов говорит, что в понедельник владельцы помещения общались с семьями погибших, которые оказались двоюродными сестрами. «Их семьям будет выплачена компенсация, хотя, конечно, такое горе ничто не сможет компенсировать», — говорит нам Анисимов. Как нам рассказали знакомые сестер, 46-летнюю Евгению Яковлеву и 44-летнюю Наталью Ступак до сих пор не похоронили.
«Родным тела обеих женщин еще не передали, так как идет следствие, — рассказала нам соседка погибших из г. Кролец Сумской области Людмила Николаевна. — То, что с ними случилось, для всего нашего города шок. У нас ведь многие в последнее время выезжают на заработки в Киев. Мужчины работают строителями, а женщины — продавцами или уборщицами. Так вот, и эти две сестры работали — одна уборщицей, другая посудомойкой. У каждой из них остались мужья и по двое детей школьного возраста и старше. Женщины поехали на заработки, когда мужья остались без работы: неделю работали, неделю были дома, в Кролевце. А мужья вели хозяйство. Говорят, что муж одной из сестер, когда узнал о ее смерти, так бился головой об угол, что разбил себе все лицо — вот это горе».