Между станциями "Крещатик" и "Университет", открытыми в 1960 г., изначально никаких промежуточных станций не было - "Театральная" появилась лишь в 1987 г. для обеспечения пересадки на будущую третью линию. Станцию построили в стороне от действующего участка и незадолго до пуска врезали в него новые тоннели, ведущие к "Театральной". В память об этой операции остались примерно 1,5 км старых тоннелей между точками врезки. Они сохранились практически в том же виде, что и прежде. В метро они называются "бросовыми тоннелями", в народе - "заброшка" или "консерва".
Кроме всего прочего, эти тоннели строились еще в 50-х годах и входили в состав самого первого пускового участка Киевского метро. То есть участок сам по себе является памятником своей эпохи и идея с музеем метро как-то сама собой просится для этого места.
Здесь можно разместить уникальную и интересную экспозицию, посвященную Киевскому метро. Экспозицию легко значительно расширить по сравнению с нынешним музеем, в котором пространство крайне ограничено - установить макеты и образцы различного оборудования метрополитена, недоступного пассажирам в обычной жизни. Причем часть из них сделать действующими. При грамотной организации пространства, такому музею не будет цены. Кроме музея, часть площадей в тоннелях можно отдать под какие-нибудь другие временные экспозиции и выставки. В общем, творческой мысли развернуться есть где, а место будет уникальным и востребованным.
У практической реализации этой идеи есть пока только один неопределенный момент: как организовать безопасный и удобный вход в тоннели для посетителей. Сейчас доступ в бросовые тоннели возможен из пяти точек. Три из них - действующие тоннели, по которым носятся поезда, еще одна - служебные помещения станции "Золотые ворота", а пятая точка - вентшахта №5. То есть вариантов совсем немного и не исключено, что придется строить отдельный вход. А это уже значительные капиталовложения. Так или иначе, под эту идею нужны частные инвестиции, чтобы не трогать ни городской бюджет, ни доходы метрополитена. Причем инвестиции будут возвращаемыми.
На данный момент уже есть концепция, которую не стыдно показать заинтересованным людям. Уже есть видение по организации пространства музея, множество идей по наполнению экспозиции, наработки по организации цивильного входа в музей и предварительное понимание общей сметы этой затеи.
Следующий этап, который сейчас начинается, - это официальное одобрение идеи метрополитеном, закрепление "музейного" статуса тоннелей и согласование дальнейших шагов, чтобы начать работать в нужном направлении. Сейчас презентация по проекту уже лежит в метро. Метрополитен пока не спешит с ответом. Если даже метро с первого раза так ничего и не ответит, то это еще совсем не финиш.
Проект неординарный и сложный, но выполнимый. Пока ни один скептик не смог аргументировано доказать, что этот проект будет невыполним или окажется слишком дорогим. Думается, в будущем в любом случае не обойдется без привлечения неравнодушных граждан для оказания посильной помощи в реализации идеи. Такой проект просто не может воплощаться в жизнь где-то в тайне за семью печатями. Так что если у вас есть силы и желание помочь создать уникальный и неповторимый музей в Киеве, в стороне вы точно не останетесь.
По материалам: tov-tob