Миссия выполнима: Как очистить Киев от рекламы?

Киев утопает в наружной рекламе и неорганизованных вывесках. Власти стараются уменьшить ее количество, но пока это не слишком заметно. 

Столичные власти отчитываются, что на улицах города за прошедший год стало на полторы тысячи меньше единиц незаконной рекламы. Это около 30% от всей нелегальной рекламы в городе. Но мало кто заметит такие разительные изменения, когда на улицах города находится более 20 тысяч объектов наружной рекламы и вывесок.

«Я каждый день езжу на работу с левого берега в центр, - рассказывает киевлянин Александр Голубенко, - за последний год в Киеве ничего особо не поменялось. Разве что на столбах увеличилось количество политической рекламы, которую после выборов так никто и не удосужился снять».

В Коммунальном предприятии «Киевреклама» знают про все проблемы и утверждают, что на зачистку города от нелегальной рекламы нужно не менее двух лет, ведь на предприятии работает всего три бригады, демонтирующих рекламу.

«Кроме того, мы привязаны к разрешительному законодательству. Срок действия 70% договоров наружной рекламы истекает в 2016-2017 годах. Чтобы Киев стал, как Берлин понадобится 5-6 лет. И это нормально. Тот же Лондон шел к сегодняшнему результату около 15 лет, с 1989 года», - пояснил «Нашему Киеву» директор предприятия Олег Калиниченко.

  

Но ведь, еще несколько лет назад киевские власти разработали и начали воплощать концепцию размещения наружной рекламы в городе. Согласно ей, в первой исторической зоне не должно быть рекламы вообще, во второй, а по сути, в центральных районах города, допускается малый формат (например, ситилайты), в других зонах разрешаются конструкции большого формата. Но пока эти документы носят более рекомендательный характер.

Многие рекламные операторы уже начали работать, согласно этим документам, рассказала «Нашему Киеву» глава Ассоциации наружной рекламы Украины Оксана Полищук.

«Участники нашей ассоциации в первой (центральной) и частично во второй зонах подвели наши конструкции, согласно городской концепции. Но обычно в каждом крупном городе есть местные операторы, которые работают не по правилам. Кроме того, в Киеве самая большая проблема не с крупными конструкциями, а с вывесками, указателями и так далее. Их около 80% от всей незаконной рекламы», - пояснила Полищук.

С нелегальной рекламой постоянно ведет борьбу общественный активист Денис Филиппов. «В Киеве большое перенасыщение рекламного мусора. Я часто пишу запросы в городские службы о незаконной рекламе, и в большинстве случаев ее снимают. Постоянно объявления обрываю вокруг дома, срезаю баннера, которые явно самовольно повешены, без указаний рекламных агентств», - отмечает Филиппов.

Кроме того, два года назад Департамент градостроительства и архитектуры начал разработку паспортизации улиц. В этом документе должно быть указано, где, в каком месте, и какой формы и цвета должны быть МАФы, рекламные конструкции и даже мусорники. Тогда успели частично воплотить этот документ только относительно Крещатика. На этом, работы по паспортизации притормозили, но не остановили.

Юрист Дмитрий Овсий, который помогал тогда в разработке этого проекта, считает, что всему виной стало местное рекламное лобби, которое, по его словам может побороть только политическая воля.

«В Москве пару лет назад срезали в центре все рекламные конструкции, а МАФы вообще все вывезли за границу города. А потом назад завозили только те, которые получили разрешения. Вот, Виталий Кличко решил освободить 20-метровую зону вокруг метро, и все службы начали следить за ней. Правда, теперь все остальное вышло на второй план. МАФы стоят стеной на краю этой же зоны, и мало кто замечает продажу алкоголя в 300 метрах вокруг школ», - пояснил юрист.

С одной стороны, опыт Москвы послужил бы полезным решением, как для благоустройства города, так и для рейтинга чиновников. Но возникает несколько вопросов. С одной стороны, убрать незаконную и неформатную рекламу – это наказать предпринимателей, а с другой такой шаг может привести к закрытию бизнеса. А значит к появлению новых безработных в это, и без того, непростое время.

«Нужно установить четкие прозрачные правила взаимодействия с игроками рынка услуг, как в сфере размещения, так и в сфере финансовых взаимоотношений, - утверждает депутат Киевсовета Роман Головня, - без каких-либо, исключений, поблажек, и деления на «свой-чужой»

Выходит, что для того, чтобы упорядочить ситуацию с рекламой в городе, которая сильно достала горожан, не обязательно прибегать к радикальным методам. Нужен всего лишь правильный диалог к которому готовы, как власть, так и рекламные операторы. Но при этом, сами горожане должны проявлять свою активную позицию и брать участие в этом диалоге, чтобы ускорить процесс облагораживания нашего города.