Еще не утихли страсти вокруг гибели азиатского слона Боя, как случилось новое ЧП: с признаками отравления были обнаружены два яка.
В пресс-службе Киевского зоопарка рассказали, что за жизнь животных боролись четыре часа. Их спасли только благодаря умелым и своевременным действиям ветеринаров и Центра охраны здоровья животных.
По словам заведующего ветеринарным отделом зоопарка Виталия Кобылинского, симптомы отравления животных идентичны тем, что и у погибшего 26 апреля слона. Только совершившие это преступление не рассчитали дозу яда для таких выносливых животных как яки.
– Отрава могла попасть в вольер вместе с нашпигованным ею яблоком, другим растительным кормом, – рассказала директор Киевского зоопарка Светлана Берзина (вопреки слухам она от своей должности не отстранена, даже временно. – Авт.).
– Это было стопроцентное отравление – животные упали синхронно, у них пошла пена изо рта. Их спасение – заслуга ветврачей, кроме того, нельзя сбрасывать со счетов специфику анатомии и физиологии яков. В отличие от человека и слона, имеющих одну камеру в желудке, у яков их три, то есть процесс пищеварения более сложный, что и задержало интоксикацию.
Сейчас животные чувствуют себя хорошо. К сожалению, сделать основательное обследование мы пока не можем – для этого им бы пришлось ввести наркоз, что само по себе очень вредно.
О том, что и слон, и яки были отравлены одним и тем же ядом, говорить пока рано – до сих пор не получены результаты экспертизы тела Боя.
Кто травил яков?
По словам Светланы Валерьевны, гибель животных выгодна двум бывшим работникам зоопарка, уволенным в прошлом году. Еще в октябре они угрожали отравить зверей, о чем гендиректор уведомила правоохранительные органы.
Реакции на ее заявление не последовало, а в этом году животные начали гибнуть. По мнению директора зоопарка, все это было сделано в отместку за ее стремление очистить заведение от коррупционной группировки, которая зарабатывала 5-6 млн грн ежегодно путем устройства платных зооэкспозиций, шумных аттракционов, вредных для животных, а также установки МАФов.
Эти предприниматели, как заявила г-жа Берзина, бывшие сотрудники зоопарка, уволенные за нарушения, установленные КРУ. – Один из них создает инициативную группу по защите зоопарка с тем, чтобы вернуть свой бизнес в зоопарк, – продолжает Светлана Берзина. – Кирилл Трантин заинтересован в смене руководства зоопарка.
До 2009 года точки питания, аттракционы и платные экспозиции через подставных лиц принадлежали ему. Согласно своей должности, заместитель генерального директора по маркетингу, он же и осуществлял контроль за деятельностью всех этих объектов.
Г-жа Берзина говорит, что среднегодовая посещаемость зоопарка около 800 тысяч человек. Частная экспозиция "Экзотариум" по цене входного билета 15 грн., арендная плата зоопарку, около 75 тысяч грн в год. Частная экспозиция "Детский зоопарк" по цене входного билета 10 грн., арендная плата зоопарку, около 75 тысяч грн. в год.
– Математика простая, – продолжает гендиректор зоопарка. – даже если каждый четвертый посетитель посещал эти экспозиции, то ежегодные доходы от них составляли около пяти миллионов гривен. И это не считая прочих объектов торговли и развлечений. Кирилл Трантин, уволен в октябре 2009 года после проверки контрольно-ревизионного управления г. Киева за грубые нарушения, по предписанию прокуратуры Шевченковского района.
Сергей Григорьев уволен за систематические прогулы и не выполнения своих должностных инструкций. В зоопарке занимался исключительно тем, что собирал и отлавливал в озерах зоопарка черепах, пересаживал их на экспозицию "Детский зоопарк", тем самым увеличивая привлекательность экспозиции, доходы Трантина увеличивались, ну наверняка и Григорьеву что-то перепадало. Трантин собрал вокруг себя инициативную группу из уволенных работников зоопарка, – за хищения кормов для животных, не компетентность, жестокое обращение животных, – поэтому и недовольных нынешней властью в зоопарке.
Зоопарк, это объект природно-заповедного фонда общегосударственного значения, который согласно законодательству должен финансироваться в первую очередь за счет государственного бюджета.
– Но в этом, ровно как и других годах моего руководства от государственного бюджета мы не получили ни копейки, – уверяет Светлана Валерьевна.
– Зоопарку помогает только город, у которого и без нас хватает проблем с финансовыми дырками в бюджете. Поэтому моя политика в отношении любой деятельности на территории зоопарка, – оптимизация доходной и минимизация расходной частей.
Перед открытием зоопарка война инициативной групп из теории перешла в практическое наступление, идет сезон, и идет потеря ожидаемой прибыли.
"По словам гендиректора зверинца, в день отравления яков и Кирилл Трантин, и Сергей Григорьев были в зоопарке с целью забрать трудовые книжки, но в отделе кадров так и не появились.
– Мы с Григорьевым не посещали зоопарк с ноября 2009 года, – заявил Кирилл Трантин. – Кроме нас двоих, за последние два года зоопарк покинули около ста человек – все классные специалисты. Животные содержатся непрофессионально. Медведь умер от пневмонии, 13 редких птиц разорвали собаки, в драке погиб самец лошади Пржевальского. Слон умирал уже в октябре – падал на ноги. Смешно слушать о его отравлении яйцами – слоны их не едят. Что касается яков, то это абсолютный пиар – животные целый день ничего не ели, потом, возможно, наелись не сертифицированной травы. После того, как их пронесло, им стало лучше.
Кстати, анализов крови, мочи и кала у них так никто и не взял. По анализам, взятым у слона, тоже есть вопросы. Почему так долго тянут с экспертизой, все можно было бы сделать в течение трех дней. Наша инициативная группа хотела бы получить эти анализы. Над зоопарком нависла страшная угроза – его доведут до банкротства и приватизируют.
Между прочим, на территории зоопарка есть площадь в 19 га, которую можно прибрать к рукам так, что никто и не заметит. Цена вопроса – 3 млн долларов. Как бы то ни было, а следствие по отравлению слона Боя продолжается. По якам уголовное дело не возбуждалось.
А заммэра Киева Игорь Добруцкий заверяет киевлян: "Предварительно все специалисты в области ветеринарии подтвердили, что все-таки это было отравление ядом (имеется ввиду слон. – Авт.) Это криминальное дело и если его докажут и найду преступника, конечно, он будет отвечать. Контроль над зоопарком я держу каждый день". Вопреки слухам Светлана Берзина от своей должности не отстранена и выполняет свои обязанности по руководству зоопарком.