Вчера, 18 августа, Министр образования и науки Лилия Гриневич презентовала концепцию «Новой школы» — идеологию реформы системы среднего образования, которая начнет действовать с 2018 года.
Цель документа: получить поддержку как можно более широкой аудитории.
Более трех лет в Украине длился диалог о стратегии реформы системы образования. Впервые подобные обсуждения проходили настолько открыто, что присоединиться имел возможность любой желающий (преподаватели, родители, работодатели, политические силы, органы власти, независимые эксперты и международные организации).
«Согласно экспертным прогнозам, в 2020 году самыми востребованными на рынке труда будут способность учиться на протяжении жизни, критично мыслить, ставить цели и достигать их, работать в команде и коммуницировать в мультикультурной среде. Но украинская школа к этому не готовит», — так аргументируется необходимость реформы.
Первая фаза реформы запланирована на 2016-2018 года, вторая — 2019-2022 года, третья завершающая фаза — 2023-2029 года.
Новый базовый Закон «Об образовании» предполагает три уровня полного среднего образования:
~ начальное образование (4 года);
~ базовое среднее образование, которое получается в гимназии (5 лет);
~ профильное среднее образование, которое добывается в лицее или заведениях профессионального образования (3 года).
Общая продолжительность обучения возрастёт до 12 лет.
В программе презентовано 8 ключевых компонентов «Новой школы»:
1. Новое содержание образования, применяемое на формировании компетентностей, необходимых для успешной самореализации в обществе.
2. Мотивированный учитель, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.
3. Сквозной процесс воспитания, который формирует ценности.
4. Децентрализация и эффективное управление, что даст школе реальную автономию.
5. Педагогика, которая базируется на партнерстве между учеником, учителем и родителями.
6. Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе, детоцентризм.
7. Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новое содержание и приобрести компетентность необходимую для жизни.
8. Справедливое распределение публичных финансов, которое обеспечивает равный доступ всех детей к качественному образованию.
Новые образовательные стандарты будут построены на «Рекомендациях Европейского парламента и Рады Европы по формированию ключевых компетентностей и обучения в течении всей жизни» (от 18.12.2006), но на ограничатся только ими.
Также заявлено 10 ключевых компетентностей «Новой школы»:
1. Общение на государственном языке.
2. Общение на иностранных языках.
3. Математическая грамотность.
4. Компетентности в естественных науках и технологиях.
5. Информационно-цифровая компетентность.
6. Умение учиться на протяжении всей жизни.
7. Социальные и общественные компетентности.
8. Предприимчивость.
9. Общекультурная грамотность.
10. Экологическая грамотность и здоровая жизнь.
Важным является то, что «Новая школа» будет делать акцент на украинской идентичности детей. Весь учебный процесс будет построен по модели уважения к правам человека, демократии, поддержки хороших идей.
Будет изменено содержание Внешнего независимого тестирования.
Концепция также предполагает возрастание зарплаты учителя.
Пункт «мотивированный учитель» значится одним из важнейших. Финансово мотивированный в том числе. Каждый преподаватель сможет сам подбирать себе способ ведения уроков и учебники, по которым будет преподавать.
Уже с этого учебного года будут введены изменения.
Ученикам младших классов перестанут ставить оценки. Такое решение было принято, дабы избежать сравнений между учениками. Взамен учителям предлагается оценивать учеников устно, словами: «хорошо», «молодец» или «отлично».
Учителя смогут сами определять количество часов для изучения определенной темы.
Будут существенно уменьшены объемы домашних заданий.
Детям разрешат писать карандашами, а учителя перестанут исправлять ошибки красной пастой.
Целиком ознакомиться с концепцией можно по ссылке (pdf).
_
18.08.2016