До старта избирательной кампании в райрады осталось 10 дней. И хотя Киеврада сделала шаг к их отмене (приняла обращение в ВР о том, чтобы та позволила ей самостоятельно определять количество районов) в кулуарах ходят слухи, что это игра. Мол, все делается для того, чтобы политические оппоненты власти расслабились и не готовили кампанию. «Сегодня» удалось пообщаться со спонсором одной из проходных партий. Он возглавляет ее предвыборный районный штаб в столице и рассказал нам о теневых схемах на выборах.
ЦЕНА ВОПРОСА. Сегодня стандартная цена за место в проходном списке основных партий на местных выборах — $50 тысяч. (Место в Киевраду и столичную облраду стоит сегодня от $1 млн. Ибо в райрадах осталось очень мало полномочий.) Правда, по слухам, в некоторых крупных партиях часть расходов (то есть часть этих 50 тысяч) могут взять на себя нардепы-кураторы того или иного района. Еще вариант: партия ищет депутатов-мажоритарщиков, имеющих опыт борьбы на местных выборах (последние такие выборы по мажоритарным округам состоялись в 2002 году). Этот депутат, претендующий на высокую должность после выборов, берет на себя финансирование еще нескольких кандидатов, у которых денег нет, но есть другие (с точки зрения партии) достоинства.
ПОДКУП. Кстати, говорить, что будущее депутатство просто покупается, не совсем верно — не все эти деньги идут в чьи-то карманы. Отчасти это так, но многое просто тратится на выборах: например, на подкуп избирателей. Ныне это только деньги — гречка никого не интересует. Раздаются взятки (от 50 до нескольких сотен гривен) в основном в студенческой среде. Причем половина денег дается авансом, половина — после выборов. Конечно, проверить, кто и как голосовал, невозможно, когда политпартии утверждают, что у них все под контролем — это неправда. Есть контроль лишь за посещением выборов. Но молодежь берут «на испуг», мол, не вздумайте не проголосовать — мы все знаем, не получите вторую часть… И студенты часто в это верят, мол, мало ли, какие средства применяют, может, электроникой следят… Это все «художественный свист» — таких возможностей партии не имеют. Тут не сыграет свою роль, например, такой способ, как сфотографировать на мобильник «галочку» в нужной графе. Потому что избиратель, если не хочет голосовать за кого-то (а деньги взял), то зайдет в кабинку, поставит «птичку», сфотографирует, а потом ниже нарисует дулю. Все, бюллетень недействителен. А человек покажет фото и получит деньги.
БЮДЖЕТ. Вообще бюджет предвыборной кампании района у всех рейтинговых партий примерно одинаков. В столице — это $200—350 тысяч. Это на билборды, брендовую продукцию (футболки, календари, ручки и прочее), палатки и работу по их обслуживанию, литературу, выплату членам участковых комиссий… Выплаты будут пониже, чем были на президентских выборах, примерно так: член участковой комиссии — около 1000 гривен, зампред — 1500 грн., председатель — 2000 грн. Это разовые выплаты, а не помесячно. А вот у членов территориальных избирательных комиссий (ТИК) совсем другие цифры (cм. графику). На этих членов ТИК партии делают особый упор, ведь именно от них зависит окончательный подсчет голосов.
ОСОБЕННОСТИ КАМПАНИИ: ЛИДЕР ЗА СЕБЯ НЕ ПЛАТИТ
Нюанс нынешних выборов в местные советы — большой спрос на мажоритарщиков. Дело в том, что ныне людей, желающих идти по мажоритарному округу и тратить свои деньги, не имея гарантии прохождения, немного. Потому за такими редкими экземплярами развернулась настоящая охота (а тем, в свою очередь, безразлично, от какой партии выдвигаться, ибо, по нынешнему закону, сам, без партии, мажоритарщик выдвинуться не может).
Однако сейчас есть и компромиссные варианты: партия, найдя такого человека, берет его расходы на себя, а он просто агитирует за себя и выдвинувшую его партию. Но чаще мажоритарщик за партийную «крышу» (от рейтинговой партии) должен заплатить $5—15 тыс. Еще одна особенность нынешних выборов: лидеры местных организаций партий за себя не платят (хотя находятся в проходной части списка). И лидеры партий денег не дают. Тем самым финансовый груз переносится на других кандидатов. Логика тут такая: я предлагаю людям свой бренд, вот за него пусть они и платят… С тех, кто платит по $50 тысяч, на сегодня взято 20—50% этой суммы. Деньги пока частично в партийных кассах. «Отбить» их можно быстро, смотря по должности. Рядовой депутат — за полгода—год. Конечно, самая «жирная» должность — председатель райрады. Однако он понимает, что все депутаты должны что-то получить. И встречается с каждым, обещает поддержку. Взамен — голос на выборах головы.
ТАКСЫ ДЛЯ ИЗБИРКОМА
Согласно поправкам к закону о местных выборах, тремя членами ТИК могут стать представители непарламентских партий (раньше только те, что в Раде). Но и до поправок непарламентские партии участвовали. Под прикрытием парламентских они «поставляют» в ТИК своих людей. Зарплата у такого члена ТИК, как обычно, плюс непарламентская партия доплачивает пару сотен. А если такой член ТИК сможет реально помочь партии, которая ему платит, то ему светит бонус до $10 тыс.