Все эти вопросы максимально честно, предельно корректно и на человеческом языке ответит один из политтехнологов, находящийся в самом эпицентре событий. Его имя мы сохраним в секрете по понятным причинам.
О том, что мотивирует людей идти в депутаты, а также о новой системе выборов - в первой части статьи.
“Запрещенные приемы”. Как работают манипуляции, подкуп избирателей и административный ресурс?
Админресурс, скупка голосов, манипулирование явкой и другие нечистые с точки зрения закона и этики методы ведения избирательной кампании на этих выборах в столице все так же процветают. Пусть и в более завуалированном виде.
Админресурсу больше не нужно "убирать" конкурентов. Не нужно в приказном порядке загонять бюджетников на избирательные участки - достаточно настойчиво попросить. В любом обществе есть достаточно большой процент людей, которые будут голосовать за действующую власть только потому что она - власть.
Админресурсу вполне достаточно работать по принципу "Друзьям - все, врагам - закон".
На самом деле, любая избирательная кампания - это чистая математика. Зная среднюю явку избирателей, достаточно просто подсчитать, сколько избирателей нужно "привести" на участки тому или иному кандидату и партии для победы.
Поэтому те из них, которые прибегают к покупке голосов, строят на своих округах (или по всему городу) так называемые "сетки", по принципу сетевого маркетинга. Состоящие из “бригадиров, "сотников", "десятников", "домовых". У функционеров на каждом уровне есть четкий показатель эффективности, каждый из них четко знает, сколько избирателей он должен доставить нанимателю.
Людям уже не платят деньги за голос открыто и нагло. Вышеозначенные функционеры нанимают людей в качестве "агитаторов". По договору, официально. Каждый такой "агитатор" получает, якобы за агитацию, определенную сумму денег. С обещанием заплатить еще, в случае победы, в качестве премии за успешную "агитацию". Скупка голосов? Нет что вы! Не придерешься. А в результате, тысяча таких "агитаторов" - тысяча голосов.
"Почему же мне не предлагали продать голос", - интересуются периодически мои друзья и знакомые. "Вы не целевая аудитория", - отвечаю я. Действительно, если знаешь количество голосов, достаточное для победы, не нужно стралять из пушки по воробьям, пытаясь купить всех и сразу. Гораздо проще купить тех, кто и сам рад продать голос - поэтому чаще всего подобные сети работают именно с малообеспеченными гражданами.
Низкая явка избирателей таким скупщикам очень нужна. Чем меньше людей придет на участки, тем больший вес в процентах будут иметь купленные голоса. Кроме того, часто они выставляют так называемых "технических" кандидатов - для того, чтобы распорошить между конкурентами тех избирателей, которым не заплачено.
Еще один запрещенный прием на этих выборах активно используют действующие депутаты городского совета. Такие кандидаты, пользуясь должностью, производят агитацию за счет городского бюджета. Знает, например, такой депутат, что на благоустройство парка в его округе выделена определенная сумма - тут же организовывает по этому поводу собственную пиар-акцию. Смотрите, мол, это я сделал, вот этими вот мозолистыми руками.
Например, Владислав Михайленко. 30-й округ, БПП “Солидарность”. Наш Киев уже писал о том, как торжественно и с помпой этот депутат и кандидат в депутаты заложил на округе замечательный сквер. И табличку именную поставил, чтоб электорат не забывал, кого благодарить. На поверку оказалось, что спасибо нужно говорить “Киевзеленбуду”, а оплачено создание сквера самими киевскими налогоплательщиками.
Бедному этому налогоплательщику в последнее время стало очень сложно достучаться до коммунальных служб. Все заняты на “агитационных субботниках”.
У каждого депутата городского совета, к слову, имеется в распоряжении 200 тысяч бюджетных гривен “на помощь округу”. В сумме это составляет 24 миллиона. Вот за эти деньги и банкет, преподносимый перед выборами как личная заслуга.
Пресловутому админресурсу достаточно закрыть на это глаза. Открывая их только в том случае, если подобные практики вдруг попытается применить неугодный ему кандидат.
Именно поэтому чемпионом по нарушением на этих местных выборах является партия власти. Не потому что, остальные так хороши, честны и высокоморальны. А потому что остальные бы и рады, да не дают.
Не все ведь могут, как глава “Киевпастранса” Сергей Майзель, на время кампании перевести все новые троллейбусы с Оболони на свой округ на Троещине. Не все имеют возможность разом зарегистрировать в однокомнатной квартире сотню человек с избирательным правом - такую чудо-квартиру, например, обнаружили недавно в Шевченковском районе. Не в каждом штабе, в конце концов, есть такой чемпион по детским площадкам, как Вадим Столар.
Будем объективны: кандидаты от других партий выкручиваются, как могут. Обещая немедленное снижение тарифов или сказочное метро на Троещину, как “Батькивщина” и “Свобода”. Впаривая избирателям остатки прошлогодних агитматериалов Николая Катеринчука, как “УКРОП”. Имитируя народную поддержку баннерами на балконах. Или торгуя молочными продуктами по сниженным ценам, как кандидат от “Единства” Александр Бродский.
Не всегда эффект совпадает с ожидаемым. Бабушки с улицы Щусева инициативу Бродского не оценили. Бабушки хотели бы молоко от кандидата получать бесплатно. А вот за его же картошкой по 1 гривне за килограмм выстроились очереди. Вероятно, к подбору продуктов подходить нужно более тщательно.
Также креативно, с вниманием к интересам своего избирателя подошел и подольский кандадит от партии «Батькивщина», Юрий Дидовец. Он организовал благотворительную акцию по проверке зрения и раздачи очков пенсионерам под лозунгом: "Рассмотри своего кандидата, сделай выбор сознательно!". Правда, как всегда, зрение у всех разное, пенсионеров много, а очков на всех не хватает. В результате – драка.
Как бороться с подобными практиками? Идти на выборы, понижая скупщикам полученный процент. Не голосовать за тех, которые используют незаконные или нечестные методы агитации, манипулируют, обманывают.
Ходить на встречи кандидатов с избирателями. И требовать, требовать, требовать, спрашивать, спрашивать, спрашивать.
Не стоит кандидатов судить строго за то, что они хотят победить и делают все для этого возможное. Судить нужно нас, избирателей, за то, что позволяем им побеждать такими методами. Сами собой, по своей воле, они не изменятся. Не изменятся и их приемы. Опыт других стран показывает, что новое содержание избирательной кампании, новое качество политики возможно только в результате четко артикулируемого и подкрепленного действием общественного запроса.
Посему, спрашивайте.