Отрицать, что медицину нужно информатизировать, нельзя. Ведь Украина с нулевым уровнем медицинской информатизации в этом вопросе безнадежно отстала от большинства стран мира.
Но насколько реальны инициативы правительства с созданием электронного реестра пациентов и нужны ли они вообще – вопрос. О том, как эксперты оценивают очередное медицинское нововведение, которое в первую очередь коснется столичных медиков, и как оно уже внедряется в киевских больницах, пишет "Обозреватель. Кияни".
Электронный реестр: зачем и кто заплатит
Процесс создания электронного реестра пациентов был запущен в июне постановлением Кабмина №546. Планируется, что это будет единая информационная система, с помощью которой будет осуществляться сбор, регистрация, накопление и хранение сведений о пациентах, которые обращаются в украинские больницы.
В этом реестре будет фиксироваться вся информация о том, какую медицинскую помощь получил человек за государственные деньги. В министерстве здравоохранения убеждены: создание такого реестра крайне необходимо.
"Это позволит четко регулировать ресурсы, увеличить расходы на медикаменты. Мы четко будем знать, куда идет ресурс, как правильно его направить. Это работа должна идти, она должна идти быстро. Это серьезно повысит уровень предоставления медицинской помощи", - пояснил позицию министерства заместитель министра здравоохранения Александр Толстанов.
В свою очередь президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк добавляет - введение электронного реестра позволит сэкономить время врачей, обеспечит своевременное реагирование на изменения в состоянии пациентов, а также даст самим больным доступ к информации о ходе собственного лечения и состоянии здоровья.
Кроме того, ожидается, что нововведение повысит ответственность врачей. "Бывали случаи, когда за ночь переписывалась книга регистрации пациентов в 160 листов, для того, чтобы убрать ту или иную информацию. В случае введения электронного реестра подделать больничную документацию станет сложнее, да и выявить, что именно и где изменялось, будет значительно проще", - говорит Сердюк. По его словам, это поможет пострадавшим от врачебных ошибок пациентам доказать свою правоту в судах. Сейчас же медики за внесение изменений в историю болезни или ее "исчезновение" ответственности практически не несут.
В Минздраве уверяют: уже в сентябре-октябре этого года планируется завершить отработку теоретических аспектов реестра. Далее все будет зависеть от того, когда деньги на реализацию проекта выделит Всемирный банк – Украина рассчитывает на его гранты.
Проблемы с концепцией и защитой персональных данных
Постановление Кабмина – дело благое, но скорее бессмысленное. Озар Минцер, заведующий кафедрой медицинской информатики Медицинской академии последипломного образования имени Щупика, уверен, что сначала следовало поработать над концепцией информатизации медицины.
"Никакой концепции нет. В Европе существует 29 стандартов, необходимых для информатизации медицины. Это, к примеру, терминологический стандарт. Ни одного из них в Украине нет. На разработку этих стандартов уйдут годы. Их, конечно, можно купить. Но потом надо заниматься переводом, адаптацией – а это те же годы", - заявил "Обозревателю" эксперт.
Минцер возглавляет межведомственную проблемную комиссию по вопросам информатизации. Но о своем назначении он узнал после подписания соответствующего приказа. Более того, по словам Минцера, из 20 профессоров, которые вошли в комиссию, о новых обязанностях не предупредили ни одного.
А именно эта комиссия должна взять непосредственное участие в разработке концепции информатизации медицины. "При Минздраве тоже сейчас должен создаваться координационный совет, который должен что-то рассматривать – а рассматривать нечего. И приказа о создании этого совета нет. Я даже подробностей проекта не знаю – никто ничего не обсуждал", - отметил заведующий кафедрой медицинской информатики медакадемии.
Так что вопросов к проекту – много. В частности, острой проблемой остается персонификация данных. По словам Минцера, с Госслужбой защиты информации эти проблемы обсуждались очень поверхностно. Вопрос, кто и как сможет использовать персональные данные, остается открытым.
Реестр сто первый
Кстати, в экспертной среде недоумевают – зачем создавать еще один реестр, если в Украине их уже существуют сотни? Есть реестр пострадавших от аварии на ЧАЭС, больных онкологией, диабетический, кардиологический…
Фактически, создание такого реестра выгодно только министерству социальной политики – чтобы отслеживать, кто и как выдает больничные листы.
"Как их связать? Зачем создавать очередной реестр, если надо подготовить концепцию информатизации здравоохранения - единую, в рамках которой существуют какие-то ответвления, но они берут данные с общей базы", - говорит заведующий кафедрой медицинской информатики медакадемии.
На создание этих реестров выделено миллионы гривен, которые, получается, были выброшены на ветер – после создания концепции информатизации они станут не нужны.
Вот и получается – существует только постановление Кабмина. Ни теоретически, ни практически – во многих больницах нет ни компьютеров, ни интернета, ни подготовленного для такой работы персонала – к информатизации медицины Украина не готова.
Электронный паспорт пациента невостребован
Но деньги на реализацию несуществующего проекта выделяются. В то время как на той же кафедре медицинской информатики уже много лет разрабатывается электронный паспорт пациента – приспособление размером с флешку, на которой сохраняется вся информация о человеке от рождения до смерти. Разработки продолжаются, а внедрение в жизнь – стопорится. Слишком уж невыгодно это нашей медицине.
"Все ошибки видны автоматом. Если врач получает деньги от фирмы за рекомендацию производимых ею лекарств – это будет видно уже через час. Не умеет правильно диагностировать – компьютер выявит через 2-3 дня. Руководитель неправильно распределяет средства – вылезет наружу через полгода. А этого никто не хочет", - говорит Минцер, добавляя, что электронный реестр подобного результата не даст.
Эксперт видит только один плюс в шумихе вокруг создания реестра пациентов – в больницах появятся компьютеры. Но цена этого может оказаться слишком высокой. "Необходимо в каждой больнице компьютерные истории болезней, всю документацию больных на компьютер перенести - а реестр получится сам собой", - отметил завкафедрой медицинской информатики.
Киевская электронная регистратура
В Александровской городской больнице в Киеве собственными силами около 3 месяцев назад уже внедрили "Электронную регистратуру" и все данные о пациентах заносят в компьютер.
"Уже ушло определенное количество бумаг – нам не нужны регистрационные журналы. Остался компьютер, карточки, талоны к врачу", - рассказывает Инна Николаева, работник регистратуры в поликлинике Александровской больницы.
Кроме того, теперь пациенты могут записаться на прием к врачу в удобное для себя время через Интернет – это можно сделать на сайте больницы. Правда, такой возможностью пока пользуются немногие – мало кто знает.
Врачи нововведением довольны. "Это экономит время врача, поскольку он, придя на рабочее место и включив компьютер, уже видит, сколько пациентов к нему записалось. А из регистратуры уже принесли все необходимые карточки. Поэтому и пациенты довольны, и нам рутинной работы чуть меньше", - сообщила "Обозревателю" Ольга Хилько, заведующая консультационной поликлиники.
Но медики уверены: полностью избавиться от бумажных носителей не удастся никогда. "Машины ведь дают сбой. Плюс: введение такой системы – это большие деньги. Мы не сделали бы электронную регистратуру, если бы не помощь спонсоров. А откуда брать финансирование главврачам сельских больниц?" - говорит заведующая столичного медучреждения.
Кстати, по словам президента Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, создание такого электронного реестра любой районной больнице будет стоить не меньше 30 тысяч гривен, которых у нее попросту нет. Проблема с финансированием, как и практически все связанные с созданием электронного реестра пациентов вопросы, еще не обсуждались.