Скоро Деснянский суд может завершить рассмотрение одного из самых громких дел о незаконном присвоении мошенниками семи квартир в Киеве. На днях последнего из четверых подозревамых отпустили на подписку о невыезде, хотя им может светить до 10 лет. По версии следствия, две женщины и двое мужчин подпаивали одиноких киевлян, входили к ним в доверие и заставляли их продать жилье по «выгодной» цене. Всего на счету мошенников, по версии следствия, 20 квартир, но то, что они причастны еще к 13 случаям, нужно доказать. Так что суд пока рассматривает лишь 7 эпизодов.

СХЕМА. По версии следствия, мошенники искали пьяниц, которые сдают бутылки, и психобольных. Входили к ним в доверие, обхаживали, спаивали, затем предлагали продать свою квартиру по выгодной цене. Мол, в столице жить тяжело. По словам одного из следователей, один из вариантов заманивания киевлян — точки на рынке по продаже фруктов. Мошенники их открывали и нанимали на работу одиноких людей с квартирами. Последние жаловались, что им тяжело жить. Тогда им предлагали переехать в село, а квартиру продать. Бывало, что мошенники обвиняли потенциальных жертв в краже у них ювелирки. А те, боясь сесть в тюрьму, соглашались продать свое жилье. Но денег никто не получал. Людей, по версии следствия, вывозили в Кировоградскую область, селили их в коморках, постоянно давали водку и забирали паспорта. Если жертва оказывалась строптивой, ее запугивали: мол, если не подпишешь документы — убьем. Когда пострадавшие чуть приходили в себя, их везли к «своему» нотариусу и заставляли подписывать договор о продаже. Многие квартиры продавались подставной, нанятой женщине, она их или дарила членам группировки, или они вместе их продавали.

Шум вокруг аферы поднялся, когда пропали два брата, а их тетя, увидев проданную квартиру, заявила в милицию. «Беркут» нашел мужчин в Кировоградской области. После этого подобные заявления стали поступать от других граждан. За мошенниками началась слежка, в конце 2008 года их задержали. По показаниям потерпевших, деньги никто не получил, хотя суммы были даже прописаны в договоре — 50 тыс. грн за квартиру в центре, что примерно в 10 раз ниже реальной стоимости.

СУД. Вчера в суде допрашивали нотариуса. Ее спросили, помнит ли она, как оформляла договор о продаже квартиры пострадавшего Анатолия. Та сказала, что помнит, а он был не пьян. Сам же пострадавший возразил. Сказал, что его заставили подписать. Он думал, что всего лишь сдает в квартиру аренду. «Меня завели, я подписал и вышел», — сказал пострадавший.

Примечательно, что одна из подозреваемых — жена погибшего в ДТП в 1999 году высокопоставленного чиновника Кабмина. Он заведовал всеми внешними кредитами государства. Знал, куда и кем вывозятся деньги за границу. Его загадочную смерть родные до сих пор считают убийством. Мол, сначала убили, а затем спровоцировали аварию и подложили тело к машине.

«НУЖНО ОБЕЗОПАСИТЬ ГРУППУ РИСКА»

Как сказал нам правозащитник Эдуард Багиров, случаи подобного мошенничества известны давно, и их много. Однако государство до сих пор не предприняло нужных шагов, чтобы обезопасить людей из «группы риска». «Я предлагал провести идентификацию пожилых людей, инвалидов, алкоголиков, наркоманов. Они все стоят на учетах в каких-то службах. Для них нужно ввести нормы купли-продажи под присмотром государственных органов: например, представителя РГА, участкового, работника соцслужбы. Тогда таких афер станет меньше. Получается, что со всеми надо делиться, но это уже будет невыгодно», — сказал нам Багиров. Но в столичной милиции говорят, что сейчас таких афер почти нет. «Сейчас люди стали понимать, что намного проще обратиться в риелторскую фирму с именем, чем заключать договора с непонятными людьми», — рассказал нам замначальника ЦОС киевской милиции Владимир Дмитренко.
segodnya.ua