Недовольны маршруточниками не только пассажиры – водители иных видов транспорта их тоже ругают на чем свет стоит. "Еду в своей полосе, а он, придурок, вылезает с остановки прямо передо мной. Я по тормозам, сигналю, а ему хоть бы хны", – такие характеристики нередко можно услышать в компании бывалых шоферов.

"Высунул морду" – уступи

Сам я в подобной ситуации оказывался неоднократно, правда, сидя в салоне "Богдана". В начале лета наблюдал вопиющий случай. Ехал в маршрутке №464 "Ст. метро "Лукьяновская" – ст. метро "Героев Днепра". На ул. Вышгородской попали в тянучку. Водителя это явно не устраивало, и он начал с первого ряда движения перестраиваться во второй. Его почему-то мало волновало, что по второй полосе двигался беспрерывный поток машин. Своим маневром он подрезал легковушку, водитель которой, само собой, начал сигналить нарушителю. То, что после этого сделал маршруточник, ни в какие ворота не лезет. Открыв окно, он обматерил водителя легковушки (который был априори прав), мол, не видишь, я уже "морду высунул", значит, уступи мне. Хорошо, что все авто двигались со скоростью не более 20–30 км в час. А если бы мы неслись хотя бы 60–70 км? Аварии вряд ли удалось бы избежать.

С введением новых штрафов за нарушение ПДД водители "Богданов" почти не останавливались там, где попросит пассажир, а тормозили лишь на остановках. В последнее время они все же начали оттаивать, однако лихачить не перестали. На упомянутом маршруте № 464 есть несколько шоферов, которые любят это дело. Поскольку маршрут длинный, проблем с наполнением салона людьми нет. Водитель же выжимает из "Богдана" все соки, а когда пассажиры просят остановить, причем на обустроенной остановке, он резко тормозит. За рейс пассажиры делают лихачу не одно замечание, но тот еще и огрызнуться может.

На ходу с открытыми дверями

Увы, киевляне собрали немало неприятных наблюдений из своей маршруточной практики.

– Меня бесит, когда водители не слышат просьб остановиться, хотя все довольно громко об этом оповещают, – рассказывает Екатерина Ятченко, киевлянка. – К тому же многие постоянно открывают и закрывают двери на ходу, а ведь правилами это запрещено. Регулярно наблюдаю такие ситуации на маршрутах № 201, 427 и 433.

Кому-то такие действия могут "помочь" выпасть из салона. Вообще, на мой взгляд, проблема в том, что многие водители маршруток приехали с периферии и никак не могут привыкнуть к тому, что не на тракторе дрова возят.

В целом горе-водители нарушают, не только когда кого-то подрезают. Бывает, они выходят на линию и приболевшими. Недавно сам ехал с таким на маршруте № 204 "Пл. Шевченко – ст. метро "Минская". Водитель всю дорогу чихал и вытирал сопли, а его глаза были такими красными, что не возникало даже сомнений – у него температура.

В Правилах же дорожного движения сказано, что запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также находясь под воздействием врачебных (медицинских) препаратов, которые снижают скорость реакции и внимания. Но кто даст выходной водителю маршрутки? И собственники, и сами шоферы не заинтересованы пропускать рабочие дни. Но пассажиры-то здесь при чем?

"Изменю-ка я маршрут"

– Однажды я ехала на маршрутке № 242, и водитель, чтобы не стоять в тянучке, поехал не по своему маршруту, а срезал квартал, – делится воспоминаниями с "Новой" киевлянка Алена Юшко. – Из-за этого я опоздала в университет на зачет, ведь пришлось идти пешком, поскольку мы не проезжали запланированной остановки. Водитель даже не спросил у пассажиров, можно ли поехать по-другому.

А две недели назад на маршруте № 599 водитель вообще высадил всех пассажиров, потому как кто-то не заплатил за проезд (хочется его спросить: "А билетики ты почему не выдавал, господин хороший?"). В итоге пострадали все. Сам же водитель считает это нормальным явлением и уверяет, что такое случается часто. Вообще работа с деньгами у маршруточников – это святое дело. Даже удивляешься, как они успевают определить количество пассажиров, которые заходят в салон. Ведь только отъехали от остановки, а шофер уже кричит: "Кто-то один не заплатил за проезд".

Как же они будут нормально ехать, если кому-то нужно сдачу с червонца дать? На остановке долго не простоишь, сзади коллеги сигналят, дескать, уступи место. Вот и приходится ушлым водителям давать сдачу в пути. На кондукторах, видать, экономят, но их все-таки можно встретить. К примеру, на маршруте № 24 "Ул. Северная – просп. Свободы" вместе с водителями работают женщины, собирающие деньги у пассажиров. Маршруточник же все внимание направляет на дорогу.

А то, что большинство водителей столичных бусов с периферии, разумеется, проблема. Они не привыкли ездить в потоке движения, подобно киевскому, в своих селах даже не видели светофора, да и Правила дорожного движения в глубинке мало кто серьезно соблюдает. Впрочем, если вас не устраивает уровень обслуживания на определенном маршруте, вы можете сообщить об этом руководству предприятия, за которым закреплена данная линия. Номера телефонов обычно указаны в передней части салона маршруток. Хотя как бы мы ни ругали водителей маршруток, а все равно пользуемся их услугами. Выбора-то особо нет.

Компетентно

Иван Салий, экс-начальник ГУ транспорта КГГА:

– Все зависит от культуры вождения, но я не думаю, что среди маршруточников так много нарушителей. Не надо их ругать, они выполняют в Киеве большую миссию. За копейки они работают для киевлян. К тому же 90% водителей маршруток – некиевляне. Для этих водителей нет никаких условий, они спят в автобусах, поесть негде. Работа это очень сложная. Большинство выходит на линию в шесть утра, и до самой ночи их никто не сменяет. Нужно не с водителя спрашивать, а с собственника маршрута. Именно он определяет уровень обслуживания.

{google}

КИЯНИ