По данным компании лифтового оборудования "ОТИС", более чем 40% столичных лифтов требуют полной замены, а 80% – необходим ремонт. Учитывая то, что почти треть лифтов Киева находятся в безнадежном состоянии – мы продолжаем в них ездить, ежедневно рискуя своей безопасностью.

Старые лифты ждут замены

Больше всего проблем возникает на лифтах коммунальной собственности. Еще во времена СССР эти лифты требовали текущего обслуживания и капитального ремонта. Учитывая тот факт, что за последние 20 лет ремонты лифтов практически не происходили, их техническое состояние ухудшилось, поэтому 40% лифтов города требуют срочной модернизации или замены.

Такая ситуация сложилась потому, что с момента распада СССР поступления из бюджета страны на починку лифтов были мизерными, а у заказчика (собственника лифта) не было возможности заложить эти деньги в квартплату.

В связи с этим многие киевляне живут в домах с проблемными лифтами. Как, например, жители 11-этажки на проспекте Гонгадзе, 2/1. Один из лифтов уже второй год, как поломан.

В этот лифт, как и в сам подъезд, заходить страшно: на полу валяется мусор, стены обрисованы и расписаны неприличными выражениями. Жильцы дома, у которых есть маленькие дети, из-за постоянных неполадок подъемника вынуждены терпеть неудобства, ведь тащить коляску с малышом сверху вниз и обратно – по силам взрослым мужчинам, а не хрупким молодым мамам. Не сладко приходится и пожилым жильцам верхних этажей, у которых проблемы с ногами.

Жители возмущены тем, что в прошлом году КГГА выдала распоряжение про капитальный ремонт и замену лифтов, которое касалось и их дома в частности. Но прогресс не виден до сих пор.

Ремонт 49 лифтов

В Главном управлении жилищного хозяйства столицы "Обозревателю" сообщили, что на сегодняшний день уже работает специальная "Программа реформирования Киева на 2010 – 2014 года", утвержденная решением КГГА еще в сентябре 2010 года. Этим документом определены основные меры и прогнозируемый объем денежных средств на исполнение заданий программы, в том числе это касается и модернизации лифтов.

В частности, постановлением Кабинета Министров "Про утверждение порядка использования в 2011 году средств для исполнения Киевом функций столицы" были предвидены деньги в размере 170 млн. гривен на реконструкцию, ремонт и обустройство лифтов жилищного фонда Киева.

"В 2011 году вышло новое постановление Кабинета Министров, решением которого сумма финансирования была сокращена на целых 100 миллионов. Поэтому в адресный перечень вошли только самые проблемные столичные лифты", – говорит Владимир Баженов, заместитель начальника Главного управления жилищного хозяйства Киева.

Согласно распоряжению КГГА, еще в прошлом году была утверждена программа по замене и реконструкции лифтов. За деньги городского бюджета планировали отремонтировать 157 лифтов.

Бюджет этого года предвидел работы на сумму 15 миллионов гривен, а этого хватит всего лишь на 49 лифтов. Работы планируют завершить в первом полугодии текущего года.

Кроме того, согласно информации ГУ жилищного хозяйства Киева, в апреле этого года новым постановлением Кабинета Министров планировалось выделение денег на сумму 150 млн. гривен для замены и реконструкции лифтов в жилых домах, распорядителем которых является КП "Спецжилфонд". На сегодняшний день этим коммунальным предприятием сформирован адресный список жилых домов, в которых предвидится ремонт лифтов.

Мы поинтересовались в "Спецжилфонде", жителям каких улиц в скором времени отремонтируют лифты и входит ли туда дом на проспекте Гонгадзе 2/1. Нам ответили, что список улиц пока не составлен.

Лифты страдают от вандалов

В компании лифтового оборудования "ОТИС" говорят, что жалобы от киевлян к ним поступают, как правило, на временные остановки лифтов. "В основном людям не нравятся временные остановки лифтов, которые происходят по разным причинам: вандализм – 40%, технические причины – 10 %, высокая температура летом в самом машинном помещении – 20% и другое", – говорит Михаил Пономаренко, генеральный директор компании "ОТИС".

В среднем, лифты советского производства останавливаются около 6-10 раз в год. Более современные лифты - 1-2 раза в год. Те подъемники, которые функционируют более 25 лет, останавливаются в два раза чаще.

Как объяснил директор компании "ОТИС", теоретически лифт может оборваться по двум причинам: обрыв каната, перекидывание лебедки, обрыв крепления балки кабины или противовеса. "На сегодняшний день обрыв лифта – довольно редкий случай. Но, если такое и случается, то должна срабатывать система улавливателей", – уточняет Пономаренко.

Эта система срабатывает не только в экстренных ситуациях, но и в случаях превышения скорости кабины лифта (когда много людей в кабине, некачественное напряжение).

Чтобы такого не случалось, необходимо проводить плановое обслуживание и своевременный ремонт.

Три гривны на лифт

По данным компании "ОТИС", если речь идет, к примеру, о 9-этажке, то стоимость установки лифта вместе с ремонтными работами обойдется приблизительно в 300 тысяч гривен. Большее количество этажей, применение нержавеющей стали ведет к увеличению стоимости.

Мы решили подсчитать, в скольких домах на планируемые 150 миллионов удастся заменить лифты. В ходе элементарной математической процедуры получилось ровно 500 жилых домов.

"Месячная стоимость обслуживания лифта на 9 этажей в новом доме составляет 300-400 гривен. При большей этажности цена растет. Из расчета на каждого жильца можно вычислить приблизительную стоимость обслуживания лифта на человека: 9 этажей, 4 квартиры, 3 человека в квартире = 3 грн. в месяц. Поэтому, согласно этому тарифу, каждый человек, у которого в доме установлен новый лифт, тратит 3-5 грн. в месяц", – объясняет генеральный директор "ОТИС".

Если сравнить этот тариф с проездом в маршрутках, с платой за пользование домофонами, телефонами, можно сделать вывод, что эти приспособления, хоть и гораздо проще лифта, но их обслуживание обходится дороже. В то же время безопасная работа подъемников - это залог безопасности наших жизней и жизней наших детей.

kiyany.obozrevatel.com