Я в Киеве
НК: Когда Вы в последний раз купались в Днепре?
Давно, лет 20 назад. Он тогда был чище, а сейчас это такая грязная лужа, что я боюсь подхватить в нём какую-нибудь заразу.
НК: Вы пользуетесь киевским метро?
Пользуюсь, и очень часто. Люблю также киевский трамвай и считаю, что его ни в коем случае нельзя убирать с карты города.
НК: Что Вы считаете в Киеве неоправданно дорогим?
Жильё, прежде всего. Особенно учитывая, как оно сейчас строится — без соблюдения правил и норм строительства.
НК: Есть ли в Киеве что-то такое, что не перестает Вас удивлять?
Меня не то чтобы удивляет, а скорее умиляет работа патриотов в архивах, библиотеках, некоторых учебных заведениях — это самые преданные нашему городу и стране люди, и, к сожалению, их труд — самый низкооплачиваемый. А неприятно удивило то, что наша молодёжь не проявила себя должным образом, когда сюда из Донбасса стали привозить на митинги прокуренных, пропитых, купленных «бело-голубых».
НК: Какой городской звук Вас раздражает больше всего?
Когда поют пьяными, испитыми голосами.
НК: С какой киевской достопримечательностью или с каким зданием вы бы расстались без сожаления?
Со скандальным зданием на Грушевского, рядом с заводом «Арсенал». Я вообще против того, чтобы возводить высотки в центре и особенно в районе Крещатика, который фактически стоит на болоте. У нас до сих пор нет геологической карты подземных вод, неизвестно, чем такие стройки могут обернуться. Например, на площади Леси Украинки на глубине примерно 4 метра — водное русло.
НК: Чего Вам не хватает в Киеве?
Культуры его жителей, патриотизма со стороны городского начальства.
НК: Вы можете отличить киевлянина от жителя другого города?
Коренные киевляне — как правило, патриоты города, болеют душой за него. Но и среди приезжих есть такие, которые влюбились в Киев и стараются приносить ему пользу, служить ему.
НК: В каком районе Вы живете?
На Позняках, хотя прописана на Печерске — там сейчас живут мои внуки.
НК: Вы считаете Киев европейским городом?
Сейчас — нет. В 50-60-е годы это был красивый, чистый и действительно европейский город. В последнее время он становится больше похожим на российские города, на грязную Москву.
НК: Ваше любимое/нелюбимое место в Киеве?
Любимые — Старокиевская и Лысая горы. На Старокиевскую — это гора, где сейчас расположен Исторический музей, она была заселена со времён Трипольской культуры, а с V века была центром города, построенного Кием — я в своё время водила экскурсии, прочитала много литературы на эту тему. А Лысую гору люблю за то, что оттуда открывается очень красивый вид на Левый берег, и за красивую легенду о княжне Лыбеди, связанную с этими местами. Была там последний раз года два назад.
Нелюбимых мест в Киеве у меня нет, есть такие, которых просто жалко — их испортили. Например, Выдубичи, Зверинец, ботсад на Печерске.
НК: Кого бы Вы назвали уникальными киевлянами (из истории или сегодняшнего дня)?
Максима Берлинского, который написал первую книгу по истории города Киева. Аркадия Бугая, математика, составившего план Змиевых валов Поднепровья — укреплений I-II веков до нашей эры. Археолога и историка Михаила Брачевского. Очень люблю и ценю Лесю Украинку.
НК: Кто для Вас мэр?
Не знаю, как его назвать. Даже «манкурт» для него — слишком хорошее слово.
НК: Вы коренной киевлянин?
Нет. Приехала сюда больше 60 лет назад.
Об авторе
Лидия Антоновна Пономаренко родилась в Алчевске в 1922 году. По специальности — геодезист, работала геологом, маркшейдером, занималась преподавательской деятельностью. В 1959 году переехала в Киев. В 1970-м году вошла в городскую Комиссию по наименованиям, в которой состоит до сих пор. Имеет более 200 публикаций, большинство из которых посвящено истории названий улиц, планам и картам Киева и других городов. Одна из последних изданных работ — книга «Киев. История в географических названиях». Сейчас собирает информацию для «Топонимического справочника географических объектов Киева» и новой редакции своей книги «Улицы Киева».