Таким образом она намерена не только улучшить предоставление социальных услуг, но и установить истинную количество льготников, чтобы эффективно использовать средства городского бюджета. Чиновники уже подозревают, что из 80 000 таких граждан тем же бесплатным проездом пользуются лишь 20 000, а деньги все равно идут транспортникам. Есть предположение, что после проведения эксперимента на льготный проезд будет тратиться в два раза меньше средств.
Новый проект презентовал заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Руслан Крамаренко.
Руслан Крамаренко: «Карточки будут выдаваться тем людям, у которых есть дополнительные льготы и доплаты в городе Киеве»
На сегодняшний день уже разработана концепция проекта «Карта киевлянина». В настоящее время конкурсной комиссией готовятся условия конкурса для проведения отбора потенциальных исполнителей. Параллельно с этим идет проект по созданию национальной социальной карты (постановление Кабинета Министров от октября 2010 года). Напомню, что сначала предполагалось провести в 2010-11 годах эксперимент по созданию информационно-аналитической системы в Киеве, Харькове и в Черновицкой области за средства государственного бюджета. Затем были приняты изменения по проведению эксперимента и создание информационно-аналитической системы регионального уровня предусмотрено только в Черновицкой области. Поэтому хотел бы подчеркнуть, что внедрение пилотного проекта системы «Карточка киевлянина» имеет целью лишь учет льготных категорий жителей города Киева, имеющих право на бесплатный проезд в метрополитене, а не предоставление льгот в целом, которые предусмотрены законами и предоставляются на уровне государства.
Сейчас город Киев изучает опыт многих стран, где введен электронную социальную карту, и выбирает собственный путь реализации проекта «Карта киевлянина» с учетом как позитивного, так и негативного опыта. Мы знаем, что аналогичные карты работают в Казахстане, в Российской Федерации (как в некоторых регионах, так и в Москве). Реализация этого проекта позволит повысить качество и эффективность предоставления социальных услуг, создать прозрачный и эффективный механизм их персонального предоставления населению города Киева, оптимизировать затраты и централизовать контроль над целевым использованием бюджетных средств.
«Карточка киевлянина» будет предоставляться следующим образом: гражданин подает заявление как житель города Киева в районное управление социальной защиты, подтверждающую право на получение социальной помощи, которые определены решением Киевского городского совета в соответствии с действующим законодательством. После этого проводится проверка данных документов на установление права получения жителем социальных льгот. Они передаются в Единый социального реестра города, а гражданину присваивается индивидуальный идентификационный номер. После этого в списке банков-партнеров человек выбирает тот, в котором хочет обслуживаться, банк выпускает карту. Изготовление и персонализация «Карточки киевлянина» должны осуществляться на специальном производстве, которое обеспечивает необходимый уровень безопасности технологического процесса защиты самой карты и размещенной на нем информации от дальнейшей модификации.
В качестве электронного носителя «Карточки киевлянина» используется пластиковая банковская платежная карта с контактным и бесконтактным чипом, изготавливается персонально для каждого пользователя на основании данных Единого реестра. Карты, которые используются в системе, должны поддерживать не менее 16 отдельных независимых приложений. Карта выдается с комплектом обязательных информационных приложений, среди которых есть социальный нефинансовый приложение, позволяющее идентифицировать клиента, банковский платежный приложение для проведения финансовых транзакций и транспортное приложение, позволяющее пользоваться услугами, например, метрополитена. Также до конца года будет запущена аутентичная система пропуска пассажиров в КП «Киевпастранс».
«Карточка киевлянина» предусматривает дополнительное подключение таких приложений как транспортный, платежный, коммунальный, медицинский, приложения лояльности (бонусы). Коммунальное приложение - это предоставление и обращении льгот и субсидий в городе, медицинский дополнение - предоставление и обращении медицинских льгот и т.д.
Как пользоваться? В транспорте для проезда используется уже существующая система бесконтактных карт и турникетов. Информация по их использованию поступающего из Счетного центра перевозок. В магазине или аптеке покупатель предоставляет свою «карточку киевлянина» для расчетов, клиент вводит свой пин-код, а продавец на экране монитора видит фото клиента, при этом торговый модуль вычисляет размер скидок и отображает их на экране монитора.
Финансовая часть сделки, которую должен заплатить покупатель, направляется в банк, который списывает соответствующие средства со счета покупателя в случае безналичных расчетов. В случае наличного расчета, получатель карточки оплачивает лично стоимость предоставляемой услуги. Социальная часть (то, что КГГА должна возместить предприятию, продающих товары и услуги населению) направляется в модуль Киевской городской государственной администрации, а также модуль соответствующего предприятия для отчетности. Будут льготы, которые можно тратить на другие нужды. Например, вместо оплаты проезда покупать продукты или целевые льготы уплаты коммунальных услуг.
Эффективность внедрения развития в городе Киеве "Карточки киевлянина» включает экономическую и социальную составляющую. Экономический эффект в виде экономии бюджетных средств, выделяемых на различные социальные нужды, будет получен за счет обеспечения точного учета объемов фактически оказанных услуг. Речь идет о повышении контроля использования бюджетных средств, направляемых в социальную сферу, обеспечение объективной оценки средств бюджета, необходимого для возмещения расходов организациям, предоставляющим услуги получателям «Карточки киевлянина».
Кроме того, при использовании автоматизированной системы контроля проезда с поддержкой обслуживания на основе социальных карт значительно повысится доходность пассажирских перевозок на транспорте за счет предотвращения использования нелегитимных документов, предоставляющих право на льготный проезд. Основным социальным эффектом от внедрения проекта является повышение эффективности и качества социальной поддержки населения и снижение уровня социальной напряженности за счет повышения удобства обслуживания киевлян, упрощения информационной взаимодействия граждан с органами социального обеспечения, упрощение процедуры идентификации граждан и подтверждение их прав на получение социальной поддержки, получение гражданами качественных социальных услуг, повышение эффективности системы обеспечения льготников лекарствами, препаратами и другими услугами. Получения гражданами дополнительных скидок при обслуживании в торговых и сервисных предприятиях.
Эту карту могут получить только льготники ли киевляне в целом? Будет ли какой лимит?
Руслан Крамаренко: Карточки будут выдаваться тем людям, у которых есть дополнительные льготы и доплаты в Киеве. На сегодня есть 80 000 человек в городе, которым Киевская городская власть предоставила право бесплатного проезда в метрополитене и другом коммунальном транспорте. Мы знаем, что проездной билет стоит от 80 до 120 гривен в месяц, поэтому эти 120 гривен будут перечислены на счет каждого человека, который имеет на это право и входит в упомянутые 80 000 граждан. Потом мы будем смотреть, каким образом будут использоваться эти средства.
Необходимо провести этот эксперимент, потому нами проведен анализ, и мы понимаем, что из тех 80 000 человек, на которых начисляются данные льготы и получающих предприятия-перевозчики, пользуются около 20 000. Поэтому те средства, которые перечисляются сейчас туда, могут быть использованы на другие дотации из местного бюджета.
Сколько будет стоить этот проект бюджета?
Руслан Крамаренко: Бюджета это будет стоить 0,0 гривен. Будет проведен инвестиционный конкурс, в результате которого будет получена система управления данным процессом.
У нас основным из условий конкурса будет то, что данная система запускается с 1 октября для того, чтобы в сентябре внести изменения в финансирование в четвертом квартале этих льгот и начать работать с определенной небольшим количеством людей по «Карте киевлянина» и с 1 января 2012 внедрить эту систему уже в полном объеме.
Банковская карта меняется один раз в год, или с социальной картой будет так же?
Руслан Крамаренко: Есть банковские карты со сроком действия до 5 лет. Выдача этих краток будет бесплатной, в этом заинтересован каждый коммерческий банк.
Школьники получат эти карты, потому что сейчас они имеют право на льготный проезд?
Руслан Крамаренко: Школьники также будут получать карточки, как и студенты, зарегистрированные в Киеве. Если человек проживает в общежитии, у нее есть временная регистрация. Если снимает квартиру, в ней также есть договор найма жилья и это является поводом для временной регистрации.
То есть, на карте будет определенная сумма денег. Если человек захочет их использовать не на проезд, а расплатиться в аптеке, это возможно? Не случится ли так, что она использует эти деньги, а потом будет требовать бесплатного проезда?
Руслан Крамаренко: У человека на карточке будет определенная сумма, начисленная в месяц. Если она ее заберет на другие цели, то уже не сможет пользоваться транспортом бесплатно. Конечно, уже есть негативный опыт Ярославской области, когда льготы на жилищно-коммунальные услуги предоставлялись также в денежном измерении и люди на эти средства покупали продукты питания, а потом не рассчитывались за услуги ЖКХ, поэтому на этой услуге будет закрыт вопрос.
Если человек не пользуется льготой, но имеет на нее право, то может получить ее в денежном виде и не ездить в транспорте. У нас около половины пенсионеров, которым предусмотрены местные льготы, они не пользуются общественным транспортом вообще, а мы при этом начисляем дотации.
Какие сроки введения этой карты? Есть 800 000 пенсионеров и только 80 000 из них получат эти карты?
Руслан Крамаренко: 80 000 - это не только пенсионеры, а несколько слоев. Это и школьники, студенты (сироты или те, кто имеет одного родителя и т.д.) и некоторые иниш категории людей, определенные решением Киевского городского совета. Полный список есть в распоряжении Киевсовета № 375. 800 000 - это категория граждан, имеющих право на бесплатный проезд в Киеве согласно предоставленных государством льгот. Поэтому нужно разделять государственные льготы и дополнительные из местных бюджетов.
На сколько затянется процедура получения карты?
Руслан Крамаренко: Это один приход в Управление социальной защиты с полным пакетом документов. Перечень необходимых документов после всех согласований будет вывешен на сайте КГГА. В течение недели человек сможет получить карточку.
Еще раз подчеркиваю, что есть льготы, предоставляемые государством относительно того же бесплатного проезда, а есть дополнительные льготы, предоставленные именно городом. У нас например, будет работать страховая медицина. Если мы работаем в рамках одного города, то включаем в перечень услуг эту скидку. Если у нас работают магазины шаговой доступности, мы с другим сетям подписываем соглашения о социальном партнерстве, то определяем, что есть категория людей, которая получает меньше 800-900 гривен, мы им дополнительно будем доплачивать на продукты питания 100 или 200, или 300 грн. , как решит городской совет.
Это будет новая платежная система?
Руслан Крамаренко: Новая платежная система создаваться не будет, в тендере может принять участие любой банк, который будет отвечать критериям технической документации по карте. Договоры на обслуживание с банками будет заключать Управление социальной защиты в том, что по определенному количеству людей мы перечисляем средства одном банке, а по другой агентом будет другой банк. Поэтому мы будем рассчитываться с ними. Будет использован идентификатор и после получения отчетов о использовании конкретных кратко, в которой будет рассчитана сумма предоставленных льгот, будет произведен расчет или с метрополитеном, или с другими коммунальными предприятиями. Будут подписаны социальные договоры о предоставлении скидок или компенсации скидок. Мы будем смотреть, каким образом работать с сетями - предоставлять им льготы в рамках бюджета, а они людям предоставлять скидки, или компенсировать конкретно средствами.
Это уже как будет работать система лояльности.
Если человек откажется от «Карточки киевлянина», сможет ли она получать льготы так, как и раньше?
Руслан Крамаренко: На момент эксперимента - да. После его окончания, если будет определено, что человек получает конкретно адресную помощь, то, пожалуйста, она ее получит.
Несколько лет назад уже проходил подобный конкурс, где были объявлены победители тендера на оказание услуг по этому проекту. Их интересы в этот раз будут учтены?
Руслан Крамаренко: Там были четко определены сроки реализации и привязка исключительно к одному банку. Этот срок уже вышел и проводится новый тендер.
Как «Карточка киевлянина» будет впредь корреспондироваться с национальной социальной карточкой? У такого льготника будет две карточки?
Руслан Крамаренко: Если киевлянин будет иметь дополнительные льготы и дополнительные доплаты, то никто не откажется от дополнительной карты с дополнительными деньгами.
Сколько городской бюджет может сэкономить средства на расходы льготного проезда в случае успешного проведения эксперимента?
Руслан Крамаренко: Трудно сказать - эксперимент покажет. Мы оцениваем, что конкретно на льготный проезд мы будем тратить в два раза меньше.
Поэтому мы на четвертый квартал вместо бесплатного проезда предоставляем условно 120 грн. в месяц на каждого человека и будем мониторить, каким образом она ездят. Сейчас в Украине нет ни одной системы, благодаря которой можно было бы понять, какое количество поездок и сколько платить на одного человека, ибо один льготник ездит 200 раз в месяц, а другой - два.
Это можно сделать в метрополитене, так как там есть система бесконтактного контроля. А как же с другим коммунальным транспортом?
Руслан Крамаренко: О другой коммунального транспорта, то уже проведен конкурс в «Киевпастрансе», где буду устанавливаться идентична система для того, чтобы у нас был единый проездной билет с бесконтактным чипом. Ее мы вводим также с четвертого квартала.
А в маршрутках?
Руслан Крамаренко: При удачном проведении эксперимента со следующего года обязательным условием при проведении конкурса будет внедрение такой системы на каждом транспортном средстве.
Какие льготы сейчас предоставляются киевлянам?
Руслан Крамаренко: На сегодняшний день - это бесплатный проезд в коммунальном транспорте. Далее Управлением социальной защиты нарабатывается еще несколько категорий, в том числе и доплата к пенсиям, к заработной плате как дополнительная компенсации малообеспеченным слоям населения.