Вчера в Шевченковском суде Киева должно было состояться очередное заседание по уголовному делу против последнего «авторитета» столицы по прозвищу Бабай, который был задержан 1 декабря 2009 года, по обвинению в вымогательстве денег у хозяев и водителей междугородних микроавтобусов на Привокзальной площади. Но заседание перенесли на 14 июня. Напомним: Бабай известен тем, что еще в начале 90-х годов якобы создал на вокзале преступную группировку, которая подкупила милицию и контролировала на «железке» весь черный бизнес. В частности, нелегальные торговлю, перевозки и обмен валют.
После ареста лидера, по милицейской информации, группа вроде бы распалась. Но источники «Сегодня» на вокзале утверждают, что теперь там командует некий Молдаванин. Наши корреспонденты решили узнать, как обстоят дела на самом деле, и, побывав на «железке», пришли к выводу, что сегодня она напоминает наскоро убранный дом перед приходом гостей. Стороннему наблюдателю может показаться, что везде царит чистота и порядок. Но стоит копнуть глубже — и увидишь массу проблем.
НЕЛЕГАЛЬНЫХ «БУСОВ» СТАЛО МЕНЬШЕ
Еще два года назад на Привокзальной площади в любое время суток можно было услышать громкие голоса зазывающих клиентов водителей междугородних маршруток: «Ровно! Сумы! Харьков! Отправляемся через 10 минут!». Теперь все это в прошлом. Большинство маршруточников перекочевали на Южный вокзал — на автостанцию. «Бусы» с табличкой «Аэропорт» стоят только на кругу (кстати, на одном из них, по слухам, посменно работают водителями два близнеца — сыновья Бабая). А возле торгового центра «Полесье» вот уже месяц дежурит патруль Госавтоинспекции и отслеживает всех перевозчиков, которые пытаются нелегально взять пассажиров. В общем, около центрального входа в «железку» непривычно пусто.
— По закону, междугородние «бусы» имеют право брать клиентов только на автостанциях, — рассказал нам один из водителей. — А на Привокзальной площади ее никогда не было. Но место-то хлебное! Вот мы, на свой страх и риск, там и стояли. Более того. Были вынуждены платить «дань» бригаде Бабая, которая договаривалась с милицией о том, чтобы нас не трогали. А также не пускала на Привокзальную площадь конкурентов-чужаков. Из-за чего Бабая в результате и задержали.
Водитель умалчивает о том, что «левые» междугородние маршрутки на вокзале все-таки появляются. Но только тогда, когда уезжают гаишники. И цены на проезд у них значительно ниже, чем на автостанции.
— Приедут, загрузятся и быстренько уедут, — рассказывает продавщица из торгового киоска на Привокзальной площади. — Конечно, их стало меньше, чем раньше. Но они есть. Кстати, мне кажется, что об отъезде гаишников водители нелегальных маршруток узнают заранее. Поговаривают, будто у них на вокзале «звонарь» есть.
Для проверки мы приехали на Привокзальную поздним вечером. Сотрудники ГАИ к тому времени уже уехали. А рядом с «Полесьем» благополучно загружались три «буса» с табличками: «Одесса», «Винница», «Чернигов» (кстати, раньше здесь была парковка, на которой было выделено отдельное, отгороженное цепочкой, место для Бабая). Получается, что продавщица не обманула. Полностью избавиться от перевозчиков, которые нарушают закон, вокзалу пока не удалось.
«БИЛЕТЧИКИ» ПРОМЫШЛЯЮТ НА АВТОСТАНЦИИ
Произошли изменения и в самом здании вокзала. Теперь в кассовых залах уже не услышишь шепот «билетчиков»: «Кому Одесса?», «Кому Симферополь?». Но это отнюдь не означает, что ловкачи отказались от своей «профессии». Просто милиция запретила им заходить в вокзал, и они были вынуждены сменить место дислокации.
— Теперь мы работаем только на автостанции, — рассказывает один из «билетчиков». — А что делать? Накануне Пасхи к нам пришли сотрудники милиции и заявили: если увидим в кассовом зале — повяжем! Мои приятели их не послушались и решили — проскочим! Но не вышло. Потом мне жаловались. Мол, менты засекли, притащили в управление и выгребли из карманов весь заработок за день. Правда это или нет, я не знаю. Может быть, ребята что-то и придумали. Но сам не рискую в вокзал ходить.
Схема заработка у «билетчиков» не меняется уже много лет и держится, в основном, на дружбе с кассирами.
— Если есть клиент, мы идем к кассирам и просим их снять бронь, — рассказывает один из «билетчиков». — Либо покупаем билеты за полцены в кассах возврата. После чего к реальной стоимости билета добавляем сверху еще 20—30%. Из них 10% отдаем кассиру. Остальное — наш заработок. Кстати, раньше мы заранее выкупали перед праздниками все билеты. Иногда у меня в кармане их лежало больше сотни! Но теперь это невыгодно. Клиентов мало. Да и кассиры боятся все «скидывать». Поэтому берем билет только под заказ.
По закону привлечь «билетчиков» к ответу милиция может только в рамках административного законодательства. А это означает, что, заплатив сравнительно небольшой штраф, они снова возвращаются на вокзал.
«КИДАЛЫ» И «МЕНЯЛЫ»
Стало меньше на вокзале и «менял». Хотя еще полтора года назад они были настоящим бичом легальных обменных пунктов, поскольку предлагали пассажирам обменять валюту на гривни по очень низкому курсу. А во время стычек с кассирами «обменок» отвечали: «Мы ребятам Бабая и ментам за смену $50 отдаем. Так что вы нас не трогайте!». Но полностью очистить «железку» от «менял» не удалось. С увесистыми пачками валюты в руках они круглосуточно стоят прямо возле входа в центральное здание вокзала. Причем работают в три смены: утром, днем и вечером.
— По закону, наказать «менял» (как и «билетчиков») можно только штрафом, — говорит заместитель начальника управления МВД Украины на Юго-Западной железной дороге Олег Стецюк. — Причем только при условии присутствия в суде как «менялы», так и человека, который обменял у него валюту. Ведь он тоже несет ответственность за противоправное действие! Но кто же добровольно пойдет в суд?
— А что я такого делаю плохого?! — восклицает одна из девушек-«менял». — Я честно меняю, никого не обманываю!
Зато так называемых «кидал» в здании «железки» нет. По слухам, они появляются только по утрам, во время прихода поездов из Москвы. Да и то лишь на перроне. «Кинут» одного-двух человек — и убегают. Иногда попадаются в руки правоохранителей. Но редко.
— В этом году мы зафиксировали только два факта мошенничества с валютой, — отмечает Олег Стецюк. — Сейчас их расследуем.
В то же время торговцы с вокзала утверждают:
— На самом деле таких случаев гораздо больше! Но пострадавшие люди не обращаются в милицию. Не верят, что она найдет преступников…
ТОРГОВЛЯ «ВЧЕРНУЮ»
Стоит ли говорить о процветающей на «железке» нелегальной торговле? По словам правоохранителей, большинство киосков здесь работает легально. Но даже в милиции не исключают: есть и такие, у которых нет и никогда не было необходимого пакета документов. Кстати, недавно сотрудники СБУ задержали майора линейного отделения управления МВД Украины на Юго-Западной железной дороге при получении взятки в размере $1200 от хозяина «черного» обменного пункта. Как выяснилось позже, этот валютный киоск в течение многих лет работал на вокзале без документов! А те, кто его открыл, по слухам, ежемесячно платили дань правоохранителям. Как говориться, чтобы не трогали…
— Мы сейчас как раз проводим проверку всех торговых точек, — говорит Олег Стецюк. — Если найдем нелегальные, сразу вам сообщим...
Между тем, по непроверенным данным источника в столичной милиции, «вчерную» на вокзале работают едва ли не все передвижные торговые точки! Проще говоря, те, которые легко привезти и убрать в случае необходимости. — Торговцы покупают просроченные «Киевские» торты на вокзальном рынке, который находится под мостом, и сами «перебивают» на коробках срок годности, — рассказывает наш собеседник. — А уж из чего они делают пирожки, я и представить не могу! Поэтому покупать на вокзале продукты питания я вам не советую...
Естественно, обо всем этом знают и милицейское начальство, и руководство вокзала. Но, по слухам, «левая» торговля во многом им и принадлежит. Поэтому и убирать ее они не собираются. Впрочем, на «железке» и в МВД это отрицают. Да и доказать сказанное мы не можем и подаем лишь как слух...
РЕЖИМ НА ЖД-ВОКЗАЛЕ
Информацию о том, что место Бабая на столичном вокзале занял его бывший бригадир по прозвищу Молдаванин, руководство УМВД Украины на Юго-Западной железной дороге категорически отрицает. «Мы постоянно следим за людьми, которые входили в ОПГ этого авторитета и утверждаем, что они уже давно на вокзале не появлялись», — говорит заместитель начальника управления Олег Стецюк.
По его словам, среди преступлений, которые приходится расследовать транспортной милиции, больше всего краж, разбоев и грабежей. Причем совершают их в основном так называемые «летуны», которые не проживают в столице, и задержать их достаточно трудно. «Для обеспечения безопасности пассажиров мы хотим увеличить на вокзале количество видеокамер (пока он обеспечен системами видеонаблюдения только наполовину), — говорит Стецюк. — А также создать новую и оборудованную по последнему слову техники дежурную часть. Тогда наши сотрудники смогут наблюдать за всем происходящим, не выходя «из дежурки», и оперативно реагировать на преступления. Более того — будут видеть лицо нарушителя! Но на все это нужны средства. Хочется верить, что их нам выделят из госбюджета».
Кроме того, на вокзале в ближайшем будущем должен появиться кинологический центр. По мнению правоохранителей, собаки помогут им в борьбе с контрабандой наркотиков: марихуаны и героина. А ее на Юго-Западной дороге выявляют немало. «Ну и еще мы бы хотели, чтобы железнодорожные билеты снова стали именными, — отмечает Олег Стецюк. — Это позволяет раскрывать преступления гораздо быстрее. А также чтобы к Евро-2012 вокзал стал режимным объектом и входить в его здание могли бы только работники и пассажиры. А воришки попасть не могли».
ЧТО ЖДЕТ БАБАЯ?
Суд над Бабаем тянется уже не один месяц. Свою вину он так и не признал. А его защитники вообще не верят в то, что он окажется за решеткой. «Дело полностью сфальсифицировано и разваливается на глазах, — говорит адвокат Андрей Демчин. — Мой клиент не является криминальным авторитетом. Он обычный бизнесмен, который много лет кряду занимался междугородними перевозками на вокзале. Причем делал это совершенно легально. А потом городская милиция решила установить неофициальный контроль над маршруточниками, которые работают «на железке», и сделала его крайним. Вот и вся история.
Кстати, в отношении моего подзащитного сотрудники органов внутренних дел не единожды нарушали закон. И мы это доказали: выиграли ряд исков против правоохранителей в Печерском суде!» Предсказать, когда по делу против Бабая наконец-то будет вынесен приговор, его защитники не могут. По неофициальной информации, вскоре дело передадут на рассмотрение другому судье. И, как и положено по закону, новый судья начнет слушать его с самого начала. В результате процесс может растянуться на годы (как, например, в деле «оборотней»).
«ХОЗЯИН» ДАЕТ УКАЗАНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ СИЗО
Ясно, что без прикрытия криминальный бизнес работать не может. По слухам, после ареста Бабая на вокзале появился новый хозяин. Он возглавил осиротевшую ОПГ и, якобы, является связующим звеном между «кидалами», нелегальными маршруточниками, «билетчиками» и милицией. «У каждой группы (например, у «кидал») есть свой старший, — рассказывает один из вокзальных таксистов. — Он ежедневно собирает у своих людей дань и передает бандитам. Те относят деньги своему главарю, а он отдает большой процент с этой суммы правоохранителям».
«Прозвище этого человека — Молдаванин, — рассказывает источник в столичной милиции. — До 1998 года он у Бабая курировал «билетчиков». Но однажды присвоил себе часть выручки. После чего авторитет его выгнал и даже «на счетчик» хотел поставить. Но Молдаванин инсценировал ограбление своей квартиры и убедил лидера ОПГ в том, что денег у него нет. С тех пор их дороги разошлись. Но оказавшись в СИЗО, Бабай потерял многих своих людей и был вынужден попросить Молдаванина присмотреть за вокзалом и ОПГ. Тем более, что тот уже давно женат на дочери полковника милиции и имеет в правоохранительных органах хорошие связи. Поговаривают, будто теперь Бабай указания Молдаванину по телефону прямо из СИЗО дает. А деньги забирают его (Бабая) близкие...»
Так или нет, но вокзальные таксисты (кстати, многие из них — экс-милиционеры) признаются, что по-прежнему ежемесячно платят бандитам за право работать «на железке». Иначе колеса проткнут или стекла в машине выбьют. Приходится делиться и женщинам, которые сдают квартиры в аренду на Привокзальной площади. Ведь налоги со своего заработка они никогда не платили и не платят.