Результаты шокировали. Горожане говорят о высоких тарифах на «коммуналку» и низких зарплатах, а сами выбрасывают свежее печенье, дорогую минералку и бананы. А в центре столицы урны завалены коробками из-под дорогой техники.
СИФОН С ДИКТОФОНОМ И БОРОДА С ФОТОАППАРАТОМ
Ржавые баки, мусорные кульки в вонючей слизи, салфетки и использованные предметы личной гигиены... От запаха кружится голова, кажется, что вырвет прямо сейчас. Фотокор «КП» зажимает нос, я надеваю розовые резиновые перчатки и запускаю руки в помойку. Инспектируем баки во дворах на улице Фрунзе. Прохожие поглядывают на двух прилично одетых парней и крутят пальцем у виска. Мне стыдно, и единственное, о чем я думаю: как бы не нарваться на иглу или лезвие. СПИД - штука страшная.
Странно, но через полчаса копания в мусоре всякое отвращение проходит. Правду говорят - человек ко всему приспосабливается. Даже пытаемся шутить, сравнивая себя с Сифоном и Бородой из «Нашей Раши».
- Смотри, Борода, печенье, - вытаскиваю из груды полный кулек сладостей. - Хочешь? Ему всего три дня!
- Вы что, совсем идиоты, - здоровый бритоголовый детина в смятении останавливается возле нас. - Идите на… отсюда. Работать надо, сволочи, а не по помойкам ковыряться. Из-за таких как вы, таким как я жрать нечего!
Мужик выкидывает на помойку пакет и уходит. Разрываю новую добычу - куски пиццы, недопитое дорогое пиво и почти полная бутылка всемирно известной минералки.
- По утрам хлеб выносят килограммами, - рассказывает дворник Алексей. - Бананы, апельсины, засахарившуюся сгущенку… Даже технику старую и мебель выбрасывают. Зажрались!
Исследовав пять баков в спальных и промышленных районах Киева, мы убедились - горожане жируют. Нашим уловом стали: три банки сгущенки, кило печенья, грамм семьсот бананов, полпиццы, высохшая копченая скумбрия и с десятка два яиц. Неплохо, особенно если учесть, что на дворе «свирепствует кризис».
- Так это вы нашли то, что не взяли или не заметили бомжи, - пожимает плечами дворник Алексей. - Те выходят пошариться в баках в четыре-пять часов утра!
С этими словами дворник выкидывает с десяток виниловых пластинок, за каждую на Петровке дают по пятерке. Говорит, мол ехать далеко, чтобы их сдать.
БОМЖ ВИКТОР: «КРИЗИС ПЕРЕЖИЛИ!»
Рыскать по помойкам - это унизительно и мерзко. В Украине занимаются этим разве что бомжи и нищие. В США и в Европе копаться в отходах - модно. Гламурные мусорщики называют себя фриганами и питаются исключительно выброшенной едой. Так они протестуют против безудержного потребительства и безумного шопинга, которые захлестывают развитые страны.
- Ничего о таких даже не слышал, - пожимает плечами киевский бомж Виктор, которого корреспонденты «КП» встретили во дворах на Крещатике.
История бывшего инженера Виктора - классика драмы и трагедии. Развелся с женой. Запил в начале девяностых в двухкомнатной квартире на Троещине. Протрезвел через несколько лет на скамейке в Мариинском парке. Когда наконец-то осознал, что теперь он - бомж, от бутылки вообще не отрывается.
Впрочем, сам нищий не горюет - радуется, что пережил голодные кризисные годы.
- Теперь остались только разговоры, - рассуждает он, усевшись на борт мусорного бака. - Нету кризиса. Да, был - до середины 2009 года, я чуть ноги не протянул. Любому куску хлеба радовался.
Сейчас потребительская корзина бродяги стала богаче и калорийней.
- Тут тебе и масличко, и глоток пива, - не нарадуется Виктор, исчезая по пояс в очередном баке.
Выбрасывают и новую обувь - на бездомном Викторе красуются, по всей видимости, фирменные «Адидасы». Видать, кому-то не подошли...
На помойке можно найти все что угодно, даже свежие бананы.
?ЗВОНОК ЭКСПЕРТУ
- Ваше исследование не может быть объективным и отвечать за всю Украину, потому что в Киеве высокая доля состоятельных людей, которые и выбрасывают дорогие продукты и вещи, - скептически отнесся к нашему опыту президент Центра экономического развития Александр ПАСХАВЕР. - Что касается вопроса: «Закончился ли кризис?» - то тут есть три позиции, по которым этот вопрос можно рассматривать и давать ответы. Первая - кризис действительно закончился, если смотреть с точки зрения прекращения падения производства. Вторая - кризис продолжается, если рассматривать экономику в целом. Третья - кризис будет еще как минимум три года, если судить по пиковым значениям экономики, которые были достигнуты в 2008 году, и сравнивать их с нынешними.
Как бы там не было, но многим киевлянам, если судить «по мусорному индексу», грех жаловаться на кризисную жизнь. По крайней мере пока большинство столичных горожан уж точно не голодает. А ведь многие побаивались именно этого.