В 2016 году креативное сообщество IZONE получило статус национального партнера международной инициативы Creative Business Cup. По условиям международного конкурса, каждый национальный партнер в 69 странах проводит национальный конкурс, а победители посетят в ноябре 2016 Копенгаген для определения лучшего креативного бизнес проекта 2016. Сейчас мы начинаем подведение итогов первого тура Creative Busїness Cup Ukraine 2016 и постараемся дать мотивирующую и полезную информацию тем, кто наблюдает за развитием проекта и участвует в конкурсе. История реализации Creative Busїness Cup Ukraine 2016 начинается с проведения IZONE Business Challenge, образовательной программы по идеации и азам развития креативного бизнес проекта с нуля. В рамках марафона мы собрали 265 подписчиков и прошли вместе программу из 30 дней. Следующим этапом стал сам конкурс, на который зарегистрировались 58 предпринемателей, а предварительный отбор прошли 13 креативных бизнес-проектов, которые удовлетворили формальные критерии конкурса. В рамках судейского раунда были отобраны 7 бизнес проектов, которые примут участие в финале и смогут пройти тренинги от судей и усовершенствовать свои навыки. Работая над конкурсом, мы также получили уникальный шанс общаться с судьями и экспертами, которые сделали огромный вклад в формирование проекта. Мы делимся некоторыми наблюдениями, ожиданиями, экспертным мнением, а также оценкой общей ситуации в креативных индустриях и стартапах в Украине.
Председатель жюри Рагнар Сиил, эксперт культурной политики и развития креативных индустрий, эксперт программы ЕС, направленной на развитие восточного партнерства в сфере культуры и креативности, многолетний судья Creative Business Cup Estonia.
На вопрос о том, почему он интересуется креативными индустриями и работает над развитием креативных индустрий в Европе вот уже 7 лет.
- Рагнар, почему вы выбрали креативные индустрии?
- Во-первых, эта сфера отличается от всех прочих своей уникальностью, она включает так много энергии, страсти, сюрпризов и ты никогда не знаешь, чего ожидать. Во-вторых, много десятилетий креативные индустрии не получали должного внимания, которое они заслуживают. Хотя, я не переоцениваю «магию» креативных индустрий и считаю, что креативные индустрии – это такой же бизнес, как и все остальные, где люди хотят добиться успеха, зарабатывать деньги. Другой вопрос в общественном признании и экономической политике, которая должна предусматривать «экономическую эмансипацию» креативных индустрий. Третья причина заключается в том, что креативные индустрии наиболее повлияют на инновации в ближайшие десятилетия. Инновативность будет заключаться не в еще более красивом дизайне или еще более захватывающем фильме, а в решении больших проблем человечества, как устойчивое развитие, стареющее население планеты и так далее. То есть те, общечеловеческие вызовы, с которыми не справляются традиционные индустрии.
- Рагнар, следующий вопрос касается стратегических возможностей креативных индустрий для Украины. В данный момент в мировом разделении труда происходит стратификация на высоко интеллектуальные сферы, базирующиеся на экономике знаний, а также на низко квалифицированный труд. При этом, ручной труд фактически неисчерпаем, а вот ресурс НИОКР заканчивается быстро. Есть ли у креативных индустрий в Украины шанс стать дополнительным интеллектуальным ресурсом для экономических проектов?
- Исходя из своего практического и академического опыта, отвечу что креативные индустрии по своей сути не отличаются от прочих сфер радикально. Проблема экономики знаний заключается в том, что знания трактовались слишком узко и сейчас требуется новая парадигма понимания инновациий, гораздо более широкая. Традиционно, знания и инновации ассоциируются с научной работой, основаной на точных. Университетские программы разрабатывались специально для удовлетворения нужд инженеров и физиков потому что именно эти сферы были признаны источником экономического развития. Сейчас мир меняется, меняются проблемы мирового населения и креативные индустрии стали самым быстро растущим сектором в мире. Люди изменили свои потребительские предпочтения и готовы гораздо больше платить за неосязаемое ощущение, чем материальный продукт. Если раньше выбор делался на основании рационального выбора между несколькими материалами, ценой, характеристиками продукта, то теперь покупатель выбирает между ощущениями, эмоциями и идентичностями.
К слову об идентичности, Эстония, родная страна Рагнара, весьма преуспела в развитии инноваций и креативных индустрий. Эстония участвует в Creative Business Cup с 2012 года. Рагнар был в тот период государственным секретарем по развитию креативных индустрий и его министерство учредило программу Creative Estonia в 2009. Участие в Creative Business Cup стало неотъемлемой частью деятельности Creative Estonia с 2012 года, а Рагнар также участвовал в судейской панели Creative Business Cup Estonia. У меня, как у менеджера Creative Business Cup Ukraine, возникает желание поделиться с читателями опытом того, как страна или отдельная организация может присоединиться к Creative Business Cup. Например, Креативное Сообщество ИЗОН получило статус после того, как менеджмент организации принял участие в Сreative Еntrepreneurship Аcademy 2016 в Таллине, где мы познакомились с конкурсом и с директором Creative Business Cup, Расмусом Виинстедт Чернинг. Расмус был менеджером Датского Национального Центра Креативной Экономики. Это программа двух датских министерств экономики и культуры. Таким образом, Creative Business Cup был изначально проектом ДНЦКЭ, но в течении нескольких лет проект стал таким большим, что даже стал отдельной юридической единицей. То есть опыт получения статуса национального партнера ИЗОН базируется на нетворкинге, что также получает подтверждение у Рагнара: «Сети, сети, сети – для открытия новых возможностей нужно участвовать в ключевых мероприятиях региона, подписываться на рассылки, налаживать контакты. Будьте любопытны!». Рагнар приводит в пример такие сети, как ЕССЕ, немецкая сеть креативных индустрий, которая зародилась в последствии Ruhr2010 и специализируется на эффекте рассеивания. Также сеть ECBN - сеть ключевых игроков креативных индустрий Европы. Trans European Halles и так далее.
- Рагнар, как вы считаете на сколько украинцы открыты к нетворкингу, на сколько наши игроки активны на международных площадках?
- Было бы просто ответить в рамках сложившегося стереотипа, что у украинцев не так много любопытства, что украинцы мало знают английский, что возможности путешествовать мало… но если присмотреться, то можно заметить интересные инициативы, как Конгресс культурных активистов, Creative Business Cup Ukraine, Платформа, IZONE, Hub 4.0 и другие инициативы вне Киева. Однако, следует признать, что критическая масса креативных индустрий не достигнута.
Простые форматы всегда самые лучшие. Действительно, ИЗОН получил статус национального партнера только в апреле 2016, а интерес к конкурсу и сопровождающему бизнес-марафону был очень интенсивным и превзошел даже проверенные давние программы ИЗОН.
-Какие ожидания к конкурсантам и степени соответствия этим ожиданиям?
- Сейчас Эстонские проекты входят в 5 самых лучших бизнес инициатив конкурса, но так было не всегда. У Украины есть все возможности и потенциал хорошо показать себя на конкурсе в Копенгагене, однако главное, чтобы конкурс проходил ежегодно несколько лет подряд. СВС Украина – это прекрасный пример мотивации и вдохновения предпринимателей, возможность обратиться к каждому креативному предпринимателю. Основная задача национального конкурса – это пробудить интерес к креативному бизнесу и не важно, какое место займет украинская команда в Копенгагене, а важно то, что происходит на национальном конкурсе и национальном финале».
Рагнар Сиил является консультантом по развитию креативных индустрий целого ряда стран восточного партнерства и наблюдает развитие отрасли одновременно в нескольких странах. Для СВС Украина большая удача получить компетентного председателя жюри, а для финалистов хорошая возможность получить тренинг от председателя жюри по питчингу своего бизнес проекта. 5го августа в рамках финала СВС Украина широкая публика сможет оценить работу международного жюри, проекты-финалисты и проект-победитель, который представит Украину на международном финале в Дании.