После неожиданного увольнения генерального директора киевского зоопарка Алексея Толстоухова прошел месяц. Нового руководителя в КГГА обещали найти на протяжении максимум двух недель, но до сих пор зверинец остается "обезглавленным".
Почему зоопарк нуждается в кризисном менеджере, какие требования выдвигаются к будущему руководителю зверинца, и почему директора могут назначить только к концу года, в интервью "Обозреватель. Кияни" рассказал начальник управления экологии КГГА Сергей Курыкин.
- Сергей Иванович, почему, вопреки обещаниям Попова, зоопарк до сих пор остается без директора?
- Зоопарк на сегодня является достаточно проблемным объектом. В течение последних лет там проводилось 42 разные проверки.
То есть сегодня зоопарк функционирует нестабильно и, мне кажется, было бы правильно поставить туда временно исполняющего обязанности в качестве кризисного менеджера. Человека, который смог бы привести систему в порядок, развязать существующие конфликты, упорядочить хозяйственную деятельность. Создать условия для того, чтобы зоопарк мог беспрепятственно исполнять свои функции, не отвлекаясь на разногласия хозяйственного характера, какие-то внутренние конфликты.
Но такой вариант не нашел ни понимания, ни поддержки ни со стороны администрации, ни со стороны общественности. Поэтому в результате было принято решение об объявлении конкурса. Чтобы на объективных основаниях, прозрачно и в соответствии с законодательством назначить директором профессионального компетентного специалиста.
- Какие требования выдвигаются к кандидатам?
- Условия конкурса еще не объявлены, но, вне сомнения, этот человек должен не только иметь профильное образование (биологическое или зоологическое), но и опыт практической деятельности. Человека просто хорошо образованного, с двумя-тремя дипломами, но без практического опыта управления подобными объектами или хотя бы работы на таких объектах назначать на такую должность нельзя.
- Кого хотели бы видеть в качестве претендентов на должность?
- Кто это может быть - сказать очень сложно. Конкурс есть конкурс. На сегодня кандидатуры, которая лоббировалась бы какими-либо городскими структурами или общественностью, нет.
За последние пару недель мне называли три или четыре фамилии тех, кто, по мнению разных людей, мог бы справиться с управлением зоопарком. Есть свои преимущества у господина Иванова, который сейчас выполняет функции директора. В прессе также часто упоминали господина Кирилюка. Но на сегодня никто никаких преимуществ не имеет.
- То есть планов о назначении Кирилюка не было?
- Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я всего неделю возглавляю управление экологии, и мне об этом ничего не известно. Возможно, какие-то разговоры на эту тему велись с моим предшественником. Но мне об этом ничего не известно.
- Когда можно ожидать назначения?
- Конкурс еще не объявлен. Надо, как минимум, дать объявление в прессе. И сформулировать требования к кандидатуре, критерии, по которым будет выбираться человек. С момента объявления должен пройти месяц. Если учесть, что сегодня объявления такого еще нет – я надеюсь, что сбор заявок на участие и определение круга претендентов мы сможем завершить, по самым оптимистичным прогнозам, где-то до конца ноября.
- К концу года новый директор в зоопарке может не появиться?
- Этого никто бы не хотел - ни зоопарк, ни КГГА, ни жители города.
- В каком состоянии сегодня находится зоопарк?
- Там есть ряд серьезных вопросов, связанных не только с содержанием животных, обращением с ними. С другой стороны, в зоопарке сейчас ведется достаточно большой объем хозяйственных работ, которые не имеют ничего общего с экологией, с животными. Они связаны с улучшением работы зоопарка и выведением ее на надлежащий уровень.
- Говоря о проблемах с содержанием животных, что вы имеете в виду?
- Проблемы возникают в немалой мере за счет значительного износа инфраструктуры зоопарка. Зоопарк требует значительных инвестиций. И сегодня ряд важных работ финансируется из спецфонда охраны окружающей среды. Это та работа, которая вопреки всем трудностям и конфликтам, все равно делается. Это и перенос фекальной канализации за границы Шулявской балки, реконструкция озер – но это больше касается интересов посетителей.
Что же касается вопросов, непосредственно связанных с содержанием животных – это и создание в Шулявской балке вольеров для горных копытных животных и представителей украинской фауны, реконструкция и расширение экспозиции вольеров копытного ряда. Продолжается создание вольеров птичника. Наше управление делает все, чтобы не оставалось никаких переходных работ, чтобы остатки средств не перетекали на следующий год, чтобы все было сделано вовремя.
- Ранее говорили о том, что корма для животных закупались по завышенным ценам.
- Я думаю, что и Иванов, и будущий директор зоопарка должны учесть предыдущий опыт и понять, что есть какие-то логические пределы для определения закупочных цен. Все-таки есть тендеры, которые надо проводить на объективных основаниях. Деньги должны использоваться рационально. И по завышенным ценам, как это было раньше, корма покупаться не могут.
- Кто будет отвечать за нарушения, которые были выявлены в ходе проверок зверинца?
- Единственное, что я могу четко сказать – нарушений, которые бы имели состав преступления, в ходе этих 42 проверок выявлено не было. Это ситуация на сегодняшний день.
- Собираетесь ли вмешаться в конфликт, который происходит внутри коллектива зоопарка?
- Возникновение конфликтов – это, прежде всего, вопрос руководителя коллектива. Согласитесь, было бы смешно "разруливать" эти конфликты с позиции управления экологии либо первого зама главы КГГА. Хотя, насколько мне известно, господину Мазурчаку в последние месяцы приходилось лично решать целый ряд вопросов по зоопарку.
Поэтому, наверное, одним из неформальных требований к кандидату на должность директора зоопарка будет как раз способность стабилизировать работу коллектива в плане формирования соответствующего морально-психологического климата. Чтобы внутренние конфликты, часть которых и привела к упомянутым проверкам – просто не возникали, не имели почвы.
- Скандалы вокруг зоопарка возникают в немалой степени из-за отсутствия информации. Может ли, по вашему мнению, изменить ситуацию создание общественного совета при зоопарке?
- Я сторонник активного участия общественности, сам свою природоохранную деятельность начинал именно как участник природоохранного движения. Такой совет может эффективен в плане определения стратегии развития. Наблюдательный совет как консультационный орган мог бы помочь и руководству зоопарка, и нашему управлению в формировании взвешенной правильной стратегии долгосрочного развития.
Что же касается решения конкретных вопросов – тут возможности общественных советов очень ограничены. Они могут высказать предложения, но до какой степени эти предложения будут реалистичны – сказать сложно. И очень бы не хотелось, чтобы возникали ситуации, когда общественность предложила что-то, а администрация зоопарка просто не в состоянии это реализовать из-за нереалистичности предложения. Такой орган должен быть. Другой вопрос - какие функции он будет исполнять.
- Киевский зоопарк – наверное, единственный в Европе, который уже довольно давно не имеет своего сайта. В чем причина такой "отсталости"?
- Я отношу это на счет нестабильности руководства. Исполняющий обязанности в первую очередь занимается животными и хозяйственной деятельностью. Вопрос связей с общественностью (а сайт – это элемент связей с общественностью), очевидно, для него второстепенен. Но я вам обещаю, что при первом же случае я переговорю с Ивановым и узнаю, можно ли сегодня возобновить работу сайта, организовать постоянное размещение информации.
Насколько мне известно, сайт попросту требовал реконструкции, приведения в соответствие с нынешними требованиями. И это обязательно нужно сделать - и запустить как качественную визитку, первичный источник информации о зоопарке. Ведь некоторые вопросы, связанные с зоопарком, вызывают большой резонанс. И с этим необходимо считаться. И понимать, что общественность нуждается в информации из первых рук.