Производители сигарет повысили цены выше, чем требовали изменения ставок налогообложения, которые начали действовать с 1 мая 2009 года. Это сделали все четыре международные компании, которые контролируют 99% рынка сигарет Украины.
Хотя произведенные в мае сигареты еще не попали в магазины, новые цены уже обнародованы Государственной налоговой администрацией.
Например, цена пачки Monte Carlo (производитель JTI) выросла с 3,75 (налоги составляли 1,70) в марте до 5,50 гривен (налоги составляют 3,03) в мае.
Нужно принять во внимание, что рост безналоговой части цены автоматически ведет к увеличению суммы акциза и НДС, то есть к еще большему росту конечной цены. Если бы производитель сигарет оставил неизменной безналоговую часть цены этой марки, а не увеличил ее с 2,05 до 2,47 гривен, нынешняя розничная цена должна была бы составлять 4,9 гривни, то есть на 0,6 гривен меньше, нежели она есть сейчас.
Расчеты относительно марок других производителей показывают, что производители поднимают цены больше, чем того требовали новые налоги. Следовательно, компании заложили в новые цены не только новые налоги, но и увеличение своих прибылей. Так Pall Mall (производитель ОАО) будет стоить 6,00, а не 5,40. Parliament (производитель Philip Morris) 11,00, а не 10,50; киевская "Прима" без фильтра (Imperial Tobacco) 3,00, а не 2,55.
"Табачные компании резко выступали против повышения акциза, заявляя, что резкий рост цен приведет к обвалу рынка и массовой контрабанде из соседних стран. Но их реальная ценовая политика полностью опровергает их заявления. Если бы они в действительности боялись обвала рынка и контрабанды, они точно бы не поднимали цены еще больше. Но табачные компании решили под прикрытием увеличения ставок акциза, напротив, увеличить свои прибыли", - говорит Константин Красовский, заведующий отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ Украины.
Нужно принять во внимание, что почти все сырье для производства сигарет в Украине является импортным, и падение курса гривни должно было повысить безналоговую часть цены. Но с марта по май 2009 года курс гривни был стабильным, но цены на сигареты, как мы увидели, производители все равно поднимали.
Причем, каждый раз, когда государство повышает акциз - а с сентября в 2008 г. это происходило трижды - производители сигарет вместе с этим поднимали цену сигарет для увеличения своих прибылей.
Подорожание дешевых сигарет с фильтром в среднем на 1,50 гривни за пачку в июле 2008 года до 4,50 гривни в мае 2009 года лишь частично предопределено налогообложением, которое выросло с 0,64 до 2,75 грн. Но если бы безналоговая часть цены этих сигарет оставалась неизменной, то они сейчас должны были бы стоить не 4,50, а 3,20 гривни.
"Следовательно, новые цены на сигареты, установленные табачными компаниями, свидетельствуют, что ставки акциза, которые действуют с мая в 2009 г. не являются сверхвысокими, их можно повышать и дальше, чтобы люди бросали курить, а бюджет получал больше прибылей за счет сверхдоходов транснациональных табачных компаний, - комментирует новые цены на сигареты народный депутат Олег Ляшко. - Будем надеяться, что курильщиков эта ситуация подтолкнет задуматься над тем, что хватит терять собственное здоровье и средства ради доходов бюджета государства и прибылей заморских табачных баронов. Бросив курить сейчас, каждый курильщик сэкономит намного больше денег чем раньше!".
Новые цены на сигареты можно посмотреть здесь.
{google}