За последние 20 лет Киев сильно изменился. Тогда не жевали поп-корн в кинотеатрах и не пили пиво на улицах, зато все были кофеманами и знали наперечет места, где лучше варят ароматный напиток.
Поскольку мест для отдыха было не так уж и много, отмечали праздники чаще всего на квартирах. А вот любимым местом для встреч у разных поколений была знаменитая «Рулетка» — фонтан «Дружбы народов» на площади Октябрьской Революции (нынешний Майдан). Известные люди, чье детство, юность или студенческие годы прошли в столице, рассказали нам о своем Киеве, своих культовых местах и традициях.
Ольга Сумская: одежду брали по чекам Известная актриса Ольга Сумская говорит, что в 1987 году выстояла километровую очередь за французскими духами. «Я как раз получила свою первую зарплату в Театре им. Леси Украинки. А на Артема в небольшом магазинчике продавали «Фиджи» и «Черную магию» — ароматы с сумасшедшим запахом, которых уже не найдешь. Один флакон стоил 60 рублей (при средней зарплате 120. — Авт.). У меня до сих пор они есть, — рассказывает актриса. — А на Сырце был культовый магазин, где можно было приобрести европейские бренды по чекам — на них меняли доллары. У меня до сих пор сохранились свитера и вечерние платья оттуда. Иногда надеваю». Еще, по ее словам, обязательной программой был поход в ЦУМ и «Украину». «Ходили туда в надежде, что выбросят дефицит», — смеется Сумская. А вот за кофе и мороженым Ольга с приятелями ходила в Пассаж и на Прорезную. «В Пассаже было замечательное кафе «Вечерний Киев», а на Прорезной — «Зустріч». Там мы покупали потрясающее итальянское мороженое».
Фото: В «Украину» ходили за дефицитом.
Бузина: за семечки из кинотеатра могли выгнать Писатель Олесь Бузина, который родился в Киеве, учился на филологическом факультете КНУ им. Шевченко, отмечает, что советские времена можно похвалить за культуру кинотеатров. «Культура кинотеатров была особенной. В детстве мы очень часто ходили в кино, чаще всего с отцом. В каждом советском кинотеатре — «Киеве», им. Гагарина — был отличный буфет, где можно было купить кусок «Пражского» торта или пирожное «Картошку» и кофе глясе. Все было очень вкусно, как и другие советские сладости, которых сейчас уже нет. И это не потому, что вкус детства. Таких замечательных конфет, как «Стрела», «Метеорит», «Ассорти», уже нет. Это не тот вкус, хотя шоколад сейчас, однозначно, лучше. А в зале кино никто не жевал, как сейчас попкорн, а за семечки вообще сразу могли и вывести. Тогда уже того, кто просто зашелестит конфетой, считали жлобом. Очень популярный был кинотеатр «Краков» на Русановке, где показывали польские фильмы. Поляки уже так и не снимают. Кстати, там я забыл японский зонтик, что тогда было трагедией», — рассказывает писатель. По его словам, особых мест для отдыха молодежи не было. «Я помню только кафе «Донецк» на углу Крещатика и бул. Шевченко, где мы собирались. Все пили кофе, ели мороженое и орешки арахис. Говорили о литературе. Политика меня тогда вообще не интересовала. Я читал запоем. Шел вал литературы из спецхранов, которая до Горбачева была запрещена: «Собачье сердце» Булгакова, мемуары Деникина и других белых генералов, Цветаева, Нарбут, Игорь Северянин, Николай и Лев Гумилевы», — рассказывает Бузина. В 1989—90 годы клубов не было. «Главное культовое место для молодого человека было сходить в видеосалон и посмотреть эротический фильм. Такой салон располагался в парке возле стадиона «Динамо» прямо напротив Совета Министров Украины. Там по вечерам за советский рубль с образом Ленина можно было посмотреть фильм «Эммануэль», считающийся жутко развратным. А перед ним показывали видеожурнал «Плэйбой» с раздевающимися девушками, как в советские времена «Фитиль». Крошечный зал был набит битком. Правда, к 1992 году видеосалонов уже не было», — говорит Бузина.
Фото: «Краков» был очень популярным.
Доний: собирались на кладбище Известный политик Олесь Доний жил на Соломенке, учился в КНУ им. Шевченко, он участник студенческой забастовки в 1990 году. «У того, кто вырос в Киеве, любимых мест много, и с годами они менялись. Школьниками мы собирались на Соломенском... кладбище — молодежь отовсюду гоняли, и приходилось встречаться там. Еще одним местом для встречи был 3 фонтан на «Рулетке». Обычно там бывали фанаты «Динамо». И для нас, соломенско-чоколовской молодежи, было целым событием вырваться в центр. А позже мы стали устраивать посиделки под «Ярмом», как тогда называли киевские школьники Арку дружбы народов, ходили на дискотеку «Жаба». А наша туристическая тусовка собиралась на Трухановом острове, даже дни рождения там праздновали», — рассказал нам политик. Студенты, которые учились в 1980-е в красном или желтом корпусе университета, помнят, как 22 мая (день возвращения праха Тараса Шевченко в Украину. — Авт.) всех отпускали с занятий и строго запрещали появляться в парке им. Шевченко, где возле памятника Кобзарю собирались украинофилы, а по парку гуляли переодетые работники КГБ. «Мы, истфаковцы, вопреки всем указаниям читали в этот день стихи возле памятника Тарасу, я лично — Пантелеймона Кулиша», — вспоминает Доний. По его словам, за инакомыслие его чуть не выгнали из университета, но заступился курс. Он вспоминает и любимые кофейные точки. «В те годы на улицах никто не ходил с пивом. Все были кофеманами. Одной из любимых точек был Морозовский гастроном напротив красного корпуса, «труба» на Крещатике. Истфак собирался и в кафе «Донецк» — те, кто опаздывал на первую пару. Мы обсуждали толстые журналы «Новый мир», «Знамя», начинали нарабатывать методику борьбы со строем», — вспоминает Доний.
Фото: Памятник Шевченко. Здесь запрещали собираться студентам 22 мая.