Еще три года назад в доме №24 на ул. Прорезной была легендарная распивочная «Оксамит» с широким выбором марочных вин, сейчас здесь современный паб. Популярная «рюмочная» здесь была с сороковых. А интерьер с деревянными панелями и чеканкой, который принес «Оксамиту» любовь киевлян и гостей города, сделал в семидесятых годах художник-декоратор Иван Игнатенко. В «Оксамите» угощались вином и кофе композитор Платон Майборода, актер Анатолий Хостикоев, кинорежиссеры Сергей Параджанов и Василий Шукшин, когда он бывал в Киеве. Здесь бывал Виктор Некрасов. Киевляне любили опального писателя, и если ему доводилось выпить лишнего, провожали домой, в Пассаж.

«ОКСАМИТ»: ЗДЕСЬ БЫВАЛ ШУКШИН

Кофе в киевских кондитерских появилось в 60-х годах XIX века. Через сто лет кофейни облюбовали представители творческой интеллигенции. Они обсуждали творческие планы, пили коньяк и кофе, в теплое время выходили на улицу с чашками покурить и разлить «под шумок» принесенную с собой выпивку. Классическая «двойная половинка» кофе стоила 28 копеек. Традиция просуществовала до наших дней — год назад был закрыт знаменитый «писательский» гастроном на углу Пушкинской и Прорезной. Кофейные традиции менялись вместе со страной. Например, в начале 90-х ввели залог за чашечки, чтобы не воровали, и тогда выстраивались две очереди: купить кофе и сдать чашки. На Заньковецкой собирались актеры, в «Квинте» — рок-музыканты, в «Вавилоне» — киношники.

ГАСТРОНОМ ФРАНКОВЦЕВ

В помещении гастронома на ул. Заньковецкой, 4 (сейчас здесь располагаются офисы) раньше был гастроном. Но не простой, а с кофейным автоматом. Прекрасный кофе притягивал сюда актеров Академического драмтеатра им. Ивана Франко, который находится буквально за углом. Завсегдатаи-кофеманы могли запросто поболтать здесь с Константином Степанковым и Брониславом Брондуковым. К двум часам дня в гастроном подтягивались студенты и преподаватели консерватории.

ВЫПИТЬ С ХУДОЖНИКОМ

Кафе «Свiтлиця» на Андреевском спуске, 13-б, в восьмидесятых стало любимым заведением художников, которые выставляли свои работы на главном киевском вернисаже. Оставив картины на попечение товарища, днем сюда забегали выпить кофе. Вечером — «обмывали» проданные за день полотна. Это было едва ли не единственное заведение общепита в центре Киева, где администрация закрывала глаза на алкоголь, который приносили с собой завсегдатаи. Кафе существует и сейчас.

«ЯР» ДЛЯ ДИССИДЕНТОВ

На ул. Прорезной, 1/30, было знаменитое кафе «Крещатый яр». Кроме кофе и коньяка, оно славилось декором и диссидентским духом. В настенных панно, витражах и чеканке, выполненных группой художников под руководством Бориса Плаксия, были отражены основные этапы истории нашего города — начиная с Киевской Руси. А еще в «Крещатом яре» распространялся самиздат, и кафе находилось под колпаком КГБ. Что совершенно не мешало легендарному телеведущему Петру Векслярову — Деду Панасу — ходить сюда похмеляться.

РЕСТОРАН ДОМА КИНО

Ресторан «Вавилон» (ул. Саксаганского, 6) не только сохранился до наших дней, но также сберег оригинальный декор: администрация следит за тем, чтобы здесь сохранялся дух столичного Дома кино. Во времена СССР здесь регулярно можно было встретить знаменитых кинематографистов. Армен Джигарханян, например, до сих пор приходит сюда каждый раз, когда приезжает в Киев. С этим местом связаны и трагические события. 3 марта 1981 года в этом ресторане последний раз в жизни пообедал киноактер Олег Даль.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОФЕ

Достопримечательностью полуподвального кафе «Квинта» на Большой Житомирской, 8/14, был музыкальный автомат. Еще с восьмидесятых здесь собирались неформалы и рок-музыканты. В самом БЖ, как называли кафе, и его окрестностях можно было встретить музыкантов групп «Гражданская оборона» и «Эр. джаз», читал свои «криминальные басни» культовый поэт в кругах андеграунда Тарас Липольц. Говорят, в 90-х здесь торговали «дурью». Сейчас в БЖ захаживает писатель Андрей Курков.

ПИСАТЕЛЬСКАЯ «САРДЕЛЬКА»

На Прорезной, 10, еще до недавнего времени был кафетерий (сейчас здесь идет ремонт). Тут пил, ел, курил и беседовал о прекрасном весь цвет современной украинской литературы — от Юрия Покальчука до Олеся Ульяненко. Среди своих гастроном называли «сарделька» или «колбаски» — за ассортимент закусок. Рядом находились «Детское кафе» и «Ряженка», где тоже готовили кофе — за что это место называли «Бермудским треугольником». Также здесь собирались актеры Молодого театра и телевизионщики.

segodnya.ua