Перевозчики пригородных киевских маршруток объявили бессрочную забастовку. Они требуют публично пересмотреть результаты конкурса на право работать на маршрутах области, проведенного прошлым летом Киевской облгосадминистрацией.
Чем недовольны маршрутчики, сколько зарабатывают чиновники на проведении таких конкурсов и когда жители Киевской области перестанут испытывать трудности, добираясь на работу в столицу.
Забастовка маршрутчиков: начало
Во вторник, 26 февраля, на привычные пристоличные маршруты не вышли около 300 автобусов семи перевозчиков области. Вместо того чтобы крутить баранки, водители пикетировали Генеральную прокуратуру Украины и Киевскую областную государственную администрацию.
На столь отчаянный шаг перевозчиков толкнул затянувшийся конфликт с руководством области. Они уверяют: государство руками отдельных чиновников взялось отбирать у перевозчиков право ездить на маршрутах, которые они обслуживали по 10-15 лет. Сделано это было в один день – когда в КОГА проводился традиционный конкурс для перевозчиков.
"Чиновники КОГА просто продали наши маршруты, которые мы годами разрабатывали, накатывали, вкладывали туда личные средства. Конкурс проведен с массой нарушений. Маршруты нашей компании забрала полностью компания "Север-транс", Одесса. Проверки не было этого предприятия, баллы завышены нереально этому предприятию. Нашему предприятию баллы занижены", - заявляет Анна Полищук, коммерческий директор ООО "Клайд".
"Левак" для чиновника
При проведении конкурса победитель, получающий право возить людей по тому или иному маршруту, определяется исходя из количества набранных баллов. Они высчитываются по специальной методике и демонстрируют "готовность" предприятия брать на себя ответственность за безопасность и жизнь людей. Баллы предприятие получает, к примеру, за уровень материальной базы, техническое состояние автобусов, присутствие в штате техников и медиков. Дополнительными баллами отмечается и победа в аналогичных конкурсах в предыдущие годы.
Но местным перевозчикам во время последнего конкурса былые "заслуги" не учли – они недополучили в среднем по 11 баллов, что и отдало победу в руки одесского конкурента. Ему, напротив, насчитали лишние баллы. "Север-трансу" насчитали баллы за медика, за механика, которые находятся в Одессе, в 500 км от Киева. Оттуда они будут обслуживать Киевскую область. Порядком проведения конкурса обозначено, что если базы находятся дальше, чем в 100 км - за эти показатели баллы не насчитываются.
Им также начислены баллы за сертификат одесской базы – тоже незаконно. Порядка 15 баллов им начислили", - говорит Полищук.
Проигравшие перевозчики обвиняют конкурента в подлоге документов: по их информации, "Север-транс" подал на конкурс справку ГАИ от августа 2011 года. В каком состоянии их машины находятся год спустя – никто не знает. Более того, чиновникам из области это даже не интересно: они не послали ни одного запроса по поводу состояния да и просто наличия у предприятия, которое будет возить жителей Киевщины, автомобилей. Но уже за один факт подлога "Север-транс" должны были снять с конкурса.
Секреты "успеха" "Север-транса"
Перевозчики обвиняют в захвате своего бизнеса конкретных людей – заместителя главы КОГА Владимира Максименко и начальника управления транспорта Сергея Диденко. Именно на этих людей оставшиеся не у дел маршрутчики возлагают ответственность за происходящее. Они убеждены: средств к существованию их лишили из-за личных связей победителя с чиновниками КОГА.
"Интересы "Север-транса" тянет Диденко, который когда-то служил с Суреном Сардоряном – одесским автомобильным царьком. Он не имеет собственного лишнего транспорта, необходимого для обслуживания 14 объектов, которые им дали на конкурсе. Это 450 автобусов. Расчет был на то, что мы согласимся работать под их документами. Но этого не будет – я лучше сожгу свои автобусы!" - возмущается Полищук.
Но причина лоббирования интересов "Север-транса" - не только в сентиментальных воспоминаниях Сергея Диденко. Речь идет о крупных деньгах. Перевозчики уверяют: компания "Север-транс" и не планировала возить жителей области. Задумка в другом: заставить местных перевозчиков продолжать работать, отстегивая "легальному" победителю, имеющему документы, 50% прибыли. У загнанных в безвыходное положение местных маршрутчиков, которым надо сводить концы с концами, выплачивать кредиты за приобретенные новые автобусы (что являлось условием для продолжения работы на маршрутах), платить зарплаты сотрудникам, избежать "выплаты дани" практически нет возможности.
Причем, "Север-транс" должен был позаботиться и о "благодетеле" из КОГА. "Ни для кого не секрет, что Диденко и Максименко, заводя в кабинет, говорят перевозчику: ты хочешь маршрут? Значит 50% ты будешь мне отдавать. Мы подсчитали, что откаты "Север-транса", те 25%, которые получают непосредственно Диденко и Максименко – это 50 тыс грн в день", - раскрывает источник дополнительного заработка госслужащих правозащитник Богдан Хмельницкий.
Он уже 1,5 года отстаивает интересы перевозчиков Киевщины. Ведь проблемы у них начались задолго до злополучного конкурса. "К этому моменту рентабельность давно потеряна. Проблемы были и до августа. Начали появляться перевозчики, такие как "СтарАвтотранс" (ответвление "Север-транса"), что за собой повлекло большие финансовые потери. Захваты маршрутов были. Милиция приезжала, забирала номера, машины на штрафплощадки и все остальное", - констатирует Владимир Сквира, директор ООО "Авто-Групп Вишневое".
Все решится в четверг
В КОГА в возникших проблемах винят самих перевозчиков. Дескать, не думают о пассажирах, а только о себе. "Мы как организаторы конкурса готовы пересматривать его результаты. Все жалобы почти всех перевозчиков рассмотрены. Я практически лично встречался со всеми. И конкретные вопросы мы готовы решать цивилизовано, без акций. Но кому-то просто хочется пошуметь и покричать. Я считаю, что перевозчики часто забывают, что главная их функция перевозить пассажиров. Что они работают для пассажиров, а не для себя", - говорит заместитель председателя КОГА Владимир Максименко.
Чиновник уверяет: о забастовке в области не знали – иначе подстраховали бы оказавшиеся "бесхозными" маршруты, чтобы люди не пострадали. Обвинения в свой адрес не комментирует. "Меня даже передергивает от таких обвинений. Покажите мне перевозчика, у которого я требовал деньги. Мне мое честное имя дороже", - возмущенно реагирует Максименко на вопрос об откатах.
По словам чиновника, победитель конкурса – ПАО "Север-транс", пока на маршруты не выпустили, ведь продолжают разбираться в жалобах от местных перевозчиков. "Мы не ввели в действие решение конкурсного комитета. Было слишком много нареканий на "Север-транс" со стороны перевозчиков. Мы проверяли предприятие. Есть решения судов о недопуске на том или ином маршруте. Мы рассмотрим все жалобы перевозчиков. Уже пересчитаны баллы старых перевозчиков. Те 11 балов, которые им были недосчитаны – их уже досчитали, и будет определен победитель, и они получат свои разрешительные документы", - торжественно пообещал Максименко перед телекамерами во вторник.
Ситуацию с пропавшими баллами местных перевозчиков чиновник объяснил тем, что предприниматели не предоставили документы, подтверждающие их предыдущие победы в конкурсе. Теперь якобы в КОГА во всем разобрались и окончательно ситуацию урегулируют утром в четверг, 28 февраля. Тогда же и вручат победителям (а с учетом недосчитанных баллов ими наверняка станут прежние перевозчики) разрешительные документы. Но перевозчики словам Максименко уже не верят – ведь уже получали протокол конкурсной комиссии, в котором было зафиксировано обещание пересчитать баллы. Тогда это так и осталось лишь на бумаге.
"Паны дерутся – у мужиков лбы трещат". Эта народная поговорка описывает положение, в которое попали простые люди. Пока перевозчики бастуют, а чиновники раздумывают, более 100 тысяч жителей Боярки, Вишневого, Ирпеня и Василькова не могут вовремя попасть на работу в Киев. Им остается только надеяться, что конфликт действительно разрешится в ближайшее время. Ведь перевозчики обещают: пока их проблема не будет решена, на маршруты их автобусы не выедут.