«ВСЕ О МУМИ-ТРОЛЛЯХ»
Туве Янссон
Издательство «Азбука-классика»
Количество страниц — 877
Обложка — твердая
Язык — русский
В Финляндии персонажи Янссон весьма популярны. Ее персонажи стали неотъемлемой частью современной массовой культуры. Доходы от реализации продукции, использующей образы Муми-троллей, составляют значительную часть государственного бюджета Финляндии. Помимо своих книг, которые она писала на шведском языке, Туве также иллюстрировала книги Толкиена и Льюиса Кэрролла.
Впервые я прочитал истории о мумиках (смешные толстенькие создания, смахивающие на бегемотиков) в детстве. Было мне тогда лет шесть, и я четко помню, что книжка мне совершенно... не понравилась. Она показалась мне холодной, как иней на окне, грустной и даже депрессивной. Второй раз я вернулся к этой сказке лет в 16. Я болел, запас нечитанных книг быстро истощился, и от нечего делать я снова взялся за творение Янссон. И... пропал, навсегда влюбившись в ее славных героев: добродушного Муми-тролля, хозяйственную Муми-маму с ее вечной сумкой (в которой находятся все самые необходимые вещи!), в Муми-папу с его мемуарами, в свободолюбивого Снусмумрика и трусливого ушастого зверька Сниффа.
Чем была вызвана такая перемена в восприятии? Все просто — романы о мумиках — это сказки для взрослых. И в шестилетнем возрасте я ее просто «не распробовал». Зато со второй попытки и по сей день истории от Туве — одни из моих самых любимых. Более того, хотя бы раз в год я их перечитываю. Обычно это происходит сразу после новогодних праздников, когда, размягченная подарками, елкой с игрушками и конфетами, душа совсем не против того, чтобы погрузиться в мир сказки.
В данной книге (увесистый том, весом как кирпич) действительно собрано все, что было написано о мумиках. Здесь и романы: «Комета прилетает», «Шляпа волшебника», «Мемуары папы муми-тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», и рассказы: «Тайна хатифнаттов», «Маленькие тролли и большое наводнение», «Филифьонка, которая верила в катастрофы» и многое другое. И все это в сопровождении классических черно-белых иллюстраций от самой Янссон.
О чем же эти истории? Да обо всем на свете. О дружбе, о родителях, о вкусных блинчиках с клубничным джемом, о коллекциях пуговиц, о приключениях и вкусном кофе, о катаниях на тучках и большой любви. А еще о кораблях, королях, малышах, грустном привидении (а печалится оно от того, что его никто не боится, хоть оно и старается: гремит цепями, жутко воет и на черной ткани белыми нитками вышивает череп с костями), о курении трубки и секретных пещерах.
Я помню тот день, когда услышал о смерти писательницы. Это случилось 27-го июня 2001 года. Сказочнице было 86 лет. Помню как больно мне стало в тот момент — словно кто-то очень близкий ушел... В любом случае, после нее остались добрые, мудрые, уютные книги (ну в какой еще литературе герои берут с собой в поход сковородку для оладьев!). И Муми-парк в Наантали (город в Финляндии), функционирующий в летнее время и закрывающийся в сентябре (когда Муми-семейство впадает в спячку). Что показательно, еще при своей жизни Янссон дала разрешение другим авторам сочинять книги о Муми-троллях. Наиболее известным и успешным среди писателей, продолжающих описание жизни Муми-троллей, считается Харальд Сонессон.
«БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СТАРОМ КИЕВЕ»
Василий Галайба
Издательство «Скай Хорс»
Количество страниц — 192
Обложка — мягкая
Язык — русский
Василий Галайба — человек, безгранично влюбленный в свой Киев. Львиную долю фотографий города (1970—1980-х гг.) сделал именно он, сохранив тем самым для нас множество домов, которых сегодня уже нет «в живых» (знаменитый альбом «Фотоспомин. Київ, якого нема» давно уже стал библиографической редкостью).
О ЧЕМ. Новая книга Василия Васильевича (упорядоченный сборник статей, написанных в период с 1991 и по1998 г.) рассказывает о тех, кто нас бережет, — о полицейских чинах времен царя-батюшки. А также о тех, кто нас грабит, — жуликах всех мастей. Читается эта криминальная документалистика на одном дыхании — и «забирает» почище многих детективов!
«ДЕТСТВО 50-60-Х. ВОСПОМИНАНИЯ КИЕВЛЯНИНА»
Виталий Баканов
Издательство «Скай Хорс»
Количество страниц — 111
Обложка — мягкая
Язык — русский
Давно и с удовольствием читаю воспоминания Виталия Андреевича (книги «Забытые страницы киевского быта», «Мой Киев»). Как и он, я рос на улице. Не в том смысле, что был беспризорником, а в том, что с утра и до вечера пропадал во дворе. Гонял мяч, катался на велике, резался в пекаря и ножички, а также в «стеночку», лапту, «лягушку» и «майку». Какие там компьютеры! Какие айфоны-шмайфоны! Двор — вот где кипела настоящая жизнь!
О ЧЕМ. Что мне импонирует в Баканове, так это его позиция: «Главный принцип моего повествования — никого и ни за что не осуждать». Писатель просто пишет о своем детстве, городе, людях, окружавших его. И делает он это с необычайной нежностью (причем без излишней идеализации того времени, которой сейчас многие страдают). Он вспоминает приметы того времени: смешные пузатые телевизоры с линзами, потрепанные шкафы и хлипкие этажерки с обязательной статуэткой пастушка, золотые корешки зачитанных до дыр книг, карандаши «Спартак» в стаканчике и массовые катания на санках в Голосеевском парке, новогодние игрушки в киевском ЦУМе (нынче закрытом на реконструкцию) и мороженое в кафетериях Пассажа (сегодня там бутики). И это вовсе не скулеж по «временам, когда деревья были большими». Это живые, искренние истории, это молодость наших с вами родителей, это наш Киев. Не зная, чем он жил раньше, вам будет сложно понять его сегодня.
«БУЛГАКОВ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
Борис Соколов
Издательство «Эксмо»
Количество страниц — 827
Обложка — твердая
Язык — русский
В предисловии к книге написано, что «несмотря на ученое название — «энциклопедия», она не слишком академична». Так вот, Борис Вадимович слукавил. И очень даже сильно. Ибо его работа не просто академична, я бы даже сказал, что она академична в кубе! Сухая, заумная и скучная до зубного скрежета. Признаться, его же биография маршала Тухачевского (в знаменитой серии ЖЗЛ) мне показалась в разы увлекательнее.
О ЧЕМ. Впрочем, для поклонников Михаила Афанасьевича в ней все же есть «интересинки» (но к ним надо продираться сквозь паутину словесных нагромождений). К примеру, как сложились судьбы многочисленных братьев и сестер писателя, о том, как относился создатель Бегемота к котам, какие критики травили Булгакова, о его отношении к театру и к Сталину.