Киевский трамвай празднует юбилей

Но это как для кого, ведь многие городскин жители до сих пор считают его не только удобным, но и романтическим средством передвижения. А когда-то он был чем-то из области фантастики - как для чиновников города, так и для его рядовых граждан.

Хорошая игрушка

У киевлян есть все основания гордиться своими гениальными предками, ведь идею создания первого общественного транспорта - трамвая - предложил миру никто иной, как Федор Аполлонович Пироцкий. Это произошло в 1874 году, когда он сделал расчеты, изготовил миниатюрный макетик будущего транспортного средства и представил все это «родителям» нашего города. В то время еще никому не известный изобретатель служил в киевском Косом капонире. Рассмотрев этот фантастический проект, градоначальники Киева пришли к выводу: игрушка хорошая, но по земле не пойдет. И, как и многие другие смелые новации, положили предложение Пироцкого под сукно. Однако автор трамвайной идеи оказался крепким орешком, поэтому отступать не собирался. Он обратился ко всем научным учреждениям мира и, наконец, получил ответ. Первыми откликнулись братьев Сименс, которые уже в 1879 они построили первый трамвай. Впрочем, наш земляк был разочарован, ведь это был совсем не тот трамвай, о котором он мечтал и который предлагал сделать. Это был какой-то подвижный локомотивчик, передвигающийся со скоростью не больше пешеходной. Тогда ы 1880 Федор Аполлонович создал первый моторный вагон и предложил его уже «родителям» Петербурга. Но и они отреагировали на изобретение точно так же, как и киевские чиновники, рассуждая следующим образом: подобного чуда нет нигде в мире, и какой-то малоросс вряд ли оказался умнее всех. А потому сенсационное предложение вновь положили под сукно.

Трамвайные «родственники»

Несмотря на такое яростное сопротивление властей техническому прогрессу, первый электрический трамвай в Киеве все же пошел, и произошло этом 13 июня 1892 года. Это был первый трамвай в Восточной Европе, а потому киевляне могут считать себя настоящими пионерами трамвая. Ведь в Москве такие вагончики появились лишь в 1899-м, а в Петербурге еще позже - в 1907 году. Но и это еще не все, поскольку все близкие «родственники» трамвая тоже имели киевские корни. Мы первыми запустили фуникулер в 1905 году, и идея его создания тоже наша, киевская. И первая автодрезины пошла у нас в 1912 году, соединив два берега и две губернии - Киевскую и Черниговскую. Первый скоростной трамвай появился тоже у нас, в Киеве. И, кроме того, киевские ученые разработали так называемый монорельс (трамвай на одном рельсе), работая над этим изобретением с 1963 года. Линия монорельса была проложена на ВДНХ, а позже - на Киевском море.

Первый электрический трамвай поехал Александровским спуском (ныне - Владимирский спуск). Фактически, именно это место, точнее его крутой спуск, побудило городскую Думу к внедрения электрического трамвая. Ведь это была важная магистраль, соединявшую Крещатик с Подолом, однако ни конка, ни паровой трамвай не были способны преодолеть этот участок дороги. Итак, городская Дума была вынуждена дать разрешение на внедрение электрической тяги Обществу Киевской городской железной дороги, но тут же отступила. В те времена природу электричества понимали еще плохо, поэтому возникли сомнения, не повредит ли электрический ток, который пойдет по проводам, телефонной и телеграфной сетям. Поэтому власть взяла с инженера Аманда Струве, который как раз и воплощал этот проект в жизнь, нотариально заверенное обязательство немедленно прекратить работу в случае, если проблемы все-таки появятся. Однако использовать эту бумагу по назначению не пришлось. 21 сентября 1891 были начаты работы по электрификации линии на Александровском спуске, и к весне все было готово.

Галантные водители

Первые киевские водители трамваев, управлявшие невиданным до того средством передвижения, совсем не напоминали нынешних. Их считали элитой города, и внешний вид у них был безупречным: белая рубашка, цилиндр и другие атрибуты состоятельного человека. Внешне водители были похожи на персон, в жилах которых течет голубая кровь, и к ним обращались не иначе как «господин». Специальных курсов для водителей тогда не существовало, но они изучали все правила этикета. Например, как правильно подать руку даме. Знали также несколько иностранных языков, чтобы общаться с зарубежными гостями, которые прибывали на Киевский вокзал.

В наше время никого не удивляет, что управлять трамваем могут и представительницы слабого пола. А вот сначала водителями были только мужчины. Для женщин эта профессия была табу, даже кондукторами были исключительно мужчины. Ведь тогдашние дамы носили юбки, и, согласно нормам общественной морали, они не могли даже щиколотку ноги выставить на всеобщее обозрение. Поэтому, конечно, поднять юбку, чтобы взобраться на свое рабочее место, дама не могла. И только когда в 1914 году началась война и мужчины в основном ушли на фронт, их место заняли женщины.

Первое депо

Ценители трамваев появились одновременно с самым трамваем. Уже в первые дни запуска этого электрического чуда газета «Киевлянин» писала, что многие катались на трамвае по несколько раз туда и обратно, считая его своеобразным аттракционом. Прокатиться на электрическом трамвае желали и многочисленные гости города, поэтому популярность его была огромной. Учитывая это, он стремительно окупил себя как коммерческое предприятие.

В 1891 году на окраине города было построено первое в Киеве депо, куда трамваи приходили на ремонт. На том же месте в 1906 году были построены главные трамвайные мастерские, ставшее в 1931 заводом электротранспорта. Именно здесь на общественных началах возникло первое конструкторское бюро , где были разработаны новые электродвигатели, первый проект и модель монорельса.

Kievpress.net