У столичной ГАИ сейчас жаркие дни — такого наплыва приезжих в Киеве еще не было. Мы подежурили с инспекторами в центре и узнали, что иностранцы ездят более спокойно, всегда пристегиваются и никогда не разговаривают по мобильному за рулем. Зато инспекторам (а на дороги выходит даже начальство) приходится искать паспорта и родителей.

ПОД СОЛНЦЕМ. Полдень. Жара. Мы на Бессарабке в команде с командиром взвода полка ДПС ГАИ Киева Тарасом Богачуком и инспектором Петром Грищуком — стоим на углу бульвара Шевченко рядом с памятником Ленину. Позже приехал и замкомандира полка ДПС ГАИ Киева Виктор Тищенко. Работают гаишники сейчас вдвое больше — 72 часа в неделю вместо нормы в 40! Интересно, что если раньше самыми загруженными были понедельник и пятница, когда люди уезжают и возвращаются в город, то сейчас почему-то среда и четверг — объяснения тому гаишники найти не могут.

Несмотря на плотный поток машин, на дорогах еще спокойно. В основном пытаются проехать на красный свет, развернуться через двойную сплошную или не пропускают пешеходов на переходах. Прохожие грешат намного больше — перебегают дорогу в неположенном месте, не спускаясь в переход. «На Бессарабке для иностранцев переход, как лабиринт. Они видят перед собой кучу магазинов и не могут понять, как им оттуда выйти, вот и идут через дорогу», — говорят инспекторы. Штрафы никому не выписывают. Говорят, что им дали указания при незначительных нарушениях ограничиваться предупреждениями.

От штрафа не отвертеться виновнику аварии или тому, кто за рулем подшофе. Но таких сейчас в центре мало. «Недавно остановили итальянца, который был пьян. Он рассказывал, что выпил всего немножко вина. Составили протокол, забрали авто. На следующий день в Шевченковском суде ему присудили 2,5 тыс. штрафа. Он говорил, что таких денег нет. Но потом оплатил и забрал машину. Но это исключение, иностранцы дорожат своими удостоверениями», — рассказывает Виктор Тищенко. Ближе к вечеру в день матча ГАИ атакуют «жители центра» — всем срочно надо ехать в 1,5-километровую зону на машине, возмущаются. «Они думают, что мы все перекрыли тут по своей инициативе. Говоришь — оставьте авто, идите пешком, а он — нет, мне надо на машине, я привык», — говорит Грищук.

Прямо рядом с рынком посреди дороги какие-то парни торгуют сине-желтыми флажками, лавируя между авто. Нарушение! Мы — к ним. Но те, увидев ГАИ, тут же скрываются. «Мы их не раз предупреждали. Кивают головой, но как только отвернешься и отойдешь — тут же возвращаются назад. Сейчас это хороший бизнес», — говорит Богачук.

КАРТЫ И АНГЛИЙСКИЙ. Вопреки расхожему мнению, проблем с английским нет. В составе каждого патруля сейчас есть люди со знанием языка. В нашей команде это курсант Академии МВД Артем. «В основном спрашивают, как добраться до стадиона, ресторана, Майдана. Карты, которые иностранцы купили у себя на родине, иногда только запутывают, там очень много ошибок», — говорит Артем, который знает язык в совершенстве. Инспекторы рассказывают, что многие из них действительно проходили трехмесячные курсы английского и немецкого языка, но за такое время свободно говорить не научишься, а потому привлекают «мастеров».

НА МИХАЙЛОВСКОЙ. Во второй половине дня идем на Михайловскую площадь. И сразу — первые «клиенты», пешеходы.

«Хлопці, добрий день. Як пройти на Поділ?» — спрашивает мужчина с семьей. Услышав в ответ украинский, он не скрывает радости. Оказалось, гости из Канады. Глава семейства, Иван, 20 лет назад уехал из Украины в Виннипег. Сейчас привез семью на Евро и город показать. Киев, по его словам, сильно изменился. «Тут дуже незвично, у нас — тиша, а тут дуже сильний рух, треба багато ходити пішки. Але дітям дуже подобається, що багато людей».

Инспекторы говорят, что иностранцы часто просто подходят к патрулю и делятся с ними своими впечатлениями о городе. «Одну женщину впечатлило, что у нас автосалон «Феррари» — напротив синагоги, а еще в центре города — рынки, где развешаны огромные свиные туши. Говорит, нигде такого не встречала».

Своих «клиентов» сотрудники ГАИ знают хорошо. «В центре постоянно крутятся одни и те же люди — кто на работу, кто домой. Часто встречаются и известные — политики, актеры. Среди них есть и приветливые, и грубияны, и это не зависит от статуса или престижности авто», — рассказывает Петр Грищук. По его словам, были и такие, которые пытались права качать, мол, а ты знаешь, кто я такой... Но, по словам инспекторов, для них все равны. «Несколько раз нас пытались на видео снимать. Но дело в том, что такие водители сначала провоцируют на грубость и не фиксируют этого, а уже потом начинают записывать», — говорит инспектор.

Приходится гаишникам на дежурстве и искать заблудившихся… родителей. «В последнее время часто подходят малыши 6—7 лет, говорят, что потеряли папу или маму. Помогаем искать, даем объявления. Причем дети обращаются быстрее, чем их родители». Приходится инспекторам ГАИ и преступников ловить. Свежий случай — задержали жителя Бангладеш, который ограбил француза на 2,5 тыс. евро. Пострадавший подбежал к инспекторам, объяснил, что случилось, описал нападавшего, и преступника поймали по горячим следам.

ВЕСЕЛЫЕ ШВЕДЫ И ЧОПОРНЫЕ БРИТЫ. В Киев на своих авто приехали шведы, немцы, австрийцы. Авто россиян и белорусов, в основном, транзитные — едут в Крым или обратно. «Смешно, но наши, например, могут ехать, говорить по мобильному, увидят патруль, зажимают его между ухом и плечом — смотрите, я не нарушал, руки свободны, а у иностранцев с мобильным за рулем строго», — говорит Грищук. Научились гаишники различать и иностранцев-пешеходов. «Шведы — все добродушные и очень пьяные. Могут подойти, просто поговорить «за жизнь». Во время первого марша по Киеву они выглядели очень бодро, а с каждым следующим — все более уставшие, даже по дороге садились, чтобы передохнуть. А, например, англичане или немцы держатся высокомерно. Спросили, что им нужно, и пошли дальше».

segodnya.ua