Парусный спорт – дорогое удовольствие. Но эта прописная, казалось бы, истина «не работает» в детской секции Киевского крейсерского яхт-клуба, который базируется на Осокорках, в заливе Берковщина.
Честно говоря, для нас стало открытием само существование в Киеве школы юных яхтсменов. А уж то, что в наше время, когда для детей практически не осталось бесплатных секций и кружков, здесь готовы научить малышню управляться с парусниками абсолютно бесплатно, и вовсе не укладывалось в голове. И, тем не менее, это оказалось правдой.
Руководитель детской секции Владимир Яненко говорит, что, официально секция существует всего год. Она была организована при содействии Дарницкой райадминистрации, выделившей пустующий участок рядом с яхт-клубом, Школы высшего спортивного мастерства и детской спортивной школы «Спартак» №3, которые помогли материально.
– Материальной части у нас не было. Пришлось подтягивать разбитые лодки еще советских времен, самостоятельно строить хотя бы времянки, – продолжает Владимир Михайлович. – Кое-что помогают делать воспитанники клуба: старшие дети красят и шкурят лодки. Посильную помощь оказывают родители. Но всю ответственную работу приходится делать самому: восстанавливать старые лодки, строить новые. Ведь любая яхта должна иметь технический паспорт, и, чтобы получить его, ее параметры должны до миллиметра соответствовать правилам класса.
Покупать оснащение для детских тренировочных суденышек тренеру тоже приходится за свои деньги. Веревки, мачты, ткань на паруса… Недавно вот, по дороге с чемпионата мира в Дании, где выступали и его взрослые воспитанницы, Владимир Михайлович купил три универсальные мачты. Чуть раньше приобрел на собственную пенсию 30 спасательных жилетов по 100 грн каждый.
Первые воспитанники детской секции – это дети и внуки яхтсменов и их знакомых. Одного мальчика привел отец, который увидел, как тренируются дети, из окна своей квартиры. А с начала лета в яхт-клубе работает лагерь, куда приглашали школьников со всего микрорайона. Через него уже прошли около 100 человек.
Принимают в детскую парусную секцию с 9 лет.
– Мы стараемся не отказывать никому, – говорит Владимир Яненко. – Но некоторые сами пропадают. Здесь ведь нужно и физические нагрузки выдерживать, и строить лодки, и понимать ветер, и волну обрабатывать. Это сложная работа. И только тот, кто действительно «заболел» парусом, может достичь результатов. Не все станут чемпионами, разумеется. Но парусный спорт – это на всю жизнь.
Начинают с теории – как ставить парус, ловить ветер, вязать узлы, тросить троса… После – выход «в море». Сперва – с более опытным яхтсменом, потом – в самостоятельное плаванье. Обязательно – в спасательном жилете и в сопровождении тренерского катера.
Новички весом до 50 кг гоняют на яхтах класса «Оптимист». Это миниатюрные суденышки с тупыми носами, по словам тренера, «корытце на полстола» весом 30 кг. Кто потяжелее, тех пересаживают на «взрослые» яхты.
Система поощрений и наказаний проста. «Во время поворота гика пролетает над головой – и нерасторопные получают по затылку, – говорит тренер.
Пока мы беседуем, с десяток юных яхтсменов самостоятельно «вооружают» парусники, готовятся к выходу на воду. Между ними бегает лохматый пес по кличке Спартак, названный так, вероятно, в честь одного из спонсоров.
«Дедушка, дедушка, а можно и мне пойти? – подбегает девочка лет восьми. – «Давай». – «Женя, Женя! Поможешь?» – теребит она самого старшего паренька. И первой ухватилась за 30-килограммовую яхту, чтобы тащить к воде. И опять, озабоченно: «Дедушка, а нормально он все настроил?» – «Да».
– У меня тут трое внуков, – смущенно говорит тренер.
Щуплый паренек сам тянет к берегу новенькую лодку «Оптимист». «Она стоит 2,5 тыс. евро», – говорит тренер. – Ее покупку нам оплатил «Спартак». Во время тренировок право ходить на ней получают лучшие. Сегодня вот – Валера Петущак. Кстати, это внук нашего ветерана, который вместе с женой обогнул на яхте земной шар».
– А вас тоже родители привели в парусный спорт?
– Нет. Это было послевоенное время. Однорукий дядя Миша, сосед, был сторожем на водной станции «Ленинской кузни» на Трухановом острове. Брал меня с собой. А там была секция. Гонял до 80-х. Еще в 1982 году стал чемпионом Союза. А тренирую… Я был художником-монументалистом. Работал у Ивана Марчука, Николая Стороженко. Мозаики, панно на Брест-Литовском проспекте (ныне проспект Победы. – Ред.).
На Виноградаре делал керамические скульптуры. Стоят сейчас… После серьезной травмы я не мог работать. В 1984 году открыл секцию на Оболони от завода «Генератор». Мне было 40 лет. За свою тренерскую карьеру подготовил уже более 50 мастеров спорта, чемпионов мира. Это вот новое поколение…
Тем временем «новое поколение» по одному начало отчаливать от берега.
– И вы им доверяете? – переживаю я.
– А почему нет? Ветер слабый. По заливу пусть плавают. Сейчас догоню.
Глубина в заливе – около 25 метров.
На воду опускается первая метка-флажок, затем вторая, третья. Старт! Парусная флотилия двинулась к первому флажку. Маленькие яхтсмены трудятся над парусами, ловят ветер. При слабом ветре гонка, скорее, напоминает «соревнования наоборот»: кто медленнее пройдет дистанцию.
– Вот вчера была хорошая погода, – вздыхает Владимир Михайлович. – Было ветрено, все висели за бортом.
Да уж, мое представление о хорошей погоде несколько отличается от «парусного». Но как зритель охотно соглашаюсь с тренером: без ветра парусники лениво дрейфуют по заливу, будто забыв, что участвуют в гонке. Скучновато… Но не успеваю додумать мысль, как поднимается ветерок, и одна лодчонка вдруг наклоняется боком к воде на 45 градусов. ЧП?
– Просто идет на ребре, уменьшает боковое сопротивление. Ветер ведь слабый, – спокойно поясняет тренер.
Но спокойно смотреть на это не получается, если учесть, что «за рулем» парусничка – десятилетний мальчишка, который в одиночку выделывает все эти пируэты.
Вообще, юные яхтсмены собраннее, серьезнее и самостоятельнее, по сравнению со своими сверстниками. Наверное, потому, что на воде им надеяться не на кого: все решения приходится принимать самостоятельно.
– Добирай парус и пошел! – как-то даже грубовато кричит тренер самому маленькому участнику гонки, 8-летнему пацаненку, который идет замыкающим. И уже другим, словно оправдывающим тоном объясняет, – Он маленький, на руку накручивает веревку. Ему нужен самостопорной блок, но он стоит 50 евро, а у меня таких денег нет... Так что пускай силу накачивает…
Вот и финиш. Первым пришел Валера на новой яхте, вторым – опытный Богдан.
– Валера, что ты крутишь нижний поворот? – вместо поздравлений кричит тренер победителю. – У тебя коминхем перебран, надо чуть-чуть потравить. И мне: «Это не матюки».
Строгость Владимира Яненко – явно напускная. Потому что так беззаветно отдавать себя детям и любимому делу, не жалея ни времени, ни денег, ни здоровья, может только человек большой души. Таких людей всегда было мало, но они есть и сегодня. И живут в одном городе с нами. И, если разобраться, все на себе держат.
Автор: Александра Романюк