Есть все основания полагать, что скандальное строительство на Кловском холме Киева будет иметь крайне опасные последствия. Исследователи твердо убеждены, что именно здесь захоронены тысячи людей, умерших от сибирской язвы. Ее бактерии сохранились там до сих пор.
По словам заслуженного врача Украины, профессора Вадима Березовского, в результате исследований, проведенных американскими учеными, бактерии, в том числе и сибирской язвы, сохраняют свою жизнеспособность чрезвычайно и даже беспредельно долго. При разложении тела погибшего от сибирской язвы клетки ее бактерий переходят в живые клетки почвенных микроорганизмов, не нанося, однако, им вреда. Но почвенные клетки, размножаясь в естественном цикле, передают бактерии своим потомкам. Разорвать этот цикл может только полное высыхание почвы, что в наших условиях совершенно исключено – Кловский холм орошают дожди, под ним находятся грунтовые воды.
В 1889 году вышла книга под названием "Киев теперь и прежде". Там, в частности, говорится, что в 1870 году, вскоре после Крымской войны в Киев из Турции была занесена "моровая язва". Город опустел, люди умирали тысячами, больных некуда было девать, и царским повелением под временный госпиталь был отдан Кловский дворец. Умерших, понятно, не возили по городу, а хоронили неподалеку от госпиталя. Если смотреть от дворца в сторону Октябрьской больницы, можно увидить места, где, сразу за дворцом, была когда-то липовая роща, давшая свое название местности – Липки. Роща считалась царской. За рощей стоял Кловский монастырь, далее – монастырский погост.
Естественно, жертв сибирской язвы хоронили не на погосте, предназначенном для иноков и игуменов монастыря, а в стороне. Но, хоронить людей на склонах Кловского холма или в овраге было и невозможно, и опасно. Дожди непременно размыли бы захоронения. Поэтому остается только одно единственное место – то, которое облюбовали себе строители.
Убедиться, что останки умерших от "моровой язвы" лежат именно там, можно, раскопав землю. Конечно, делать этого не следует ни в коем случае. Но строители намерены именно рыть землю именно здесь, рыть глубоко и широко.