На чем в мире только не рисуют: на кленовых листьях, песке и даже... воде. Но если водная печать — это разводы (в воду капают масляные краски, а потом кладут в нее бумагу и абстракции отпечатываются на ней), то эбру — национальное турецкое искусство — позволяет создавать осмысленные картины. Такое в Украине умеет делать пока только один человек — киевлянка Дарья Пушанкина. При этом мастерству ее учили не заграничные специалисты — техника держится в секрете, а она сама разгадала ее с помощью проб и ошибок.
«Казалось бы, в интернете сейчас есть все. И рецепт для эбру тоже есть. Но оказалось, что все — не то. Краски тонули, смешивались друг с другом, получались разводы, которыми управлять было невозможно. Я писала письма художникам из Турции и Москвы, но ответа не дождалась — рецепт держат в секрете. Потом обращалась к профи из самых разных областей: графикам, мультипликаторам, к химикам и даже математикам. Каждый предлагал свои варианты растворов: специально подготовленной воды и красок. Но одни были дорогими — работа обходилась в 2000 грн., другие — химическими и вредными для здоровья, третьи занимали очень много времени: первую свою картину — точнее раствор для нее — я готовила несколько недель: некоторые порошки надо было настаивать сутки. Но по прошествии двух лет постоянных экспериментов я пришла к своему рецепту, которого пока не открою», — рассказывает Дарья.
Как рождается картина? Краски выпускаются на раствор маленькими порциями и разводятся иголочкой (зубочисткой). Когда рисунок готов, на него сверху кладется листок бумаги или ткани, на котором он и отпечатывается.
Диковинку можно никуда не отпечатывать, что Дарья иногда и делает, когда рисует на воде перед публикой. Но тогда работа уходит в небытие — через полчаса-час краски смешиваются. К слову, уборка занимает не меньше времени, чем само шоу (картина создается не меньше часа): «Я иногда не знаю, чем дольше занимаюсь — искусством или уборкой после рисования: каждый раз удивительным образом не только я с ног до головы в красках, но и зрители тоже», — недоумевает мастерица.
Теперь в планах киевлянки — создать не просто картины, а целый мультик «Алиса в стране чудес». Как именно, она пока не решила: «Но скорее герои будут представлены цветовыми пятнами — тот же Шляпник настолько узнаваем, что не требует детализации».
Со временем рисунок становится абстракцией — краски смешиваются в пятно. Причем, чем он меньше, тем быстрее это произойдет — так, картина размером А3 испортится через полчаса. Потому ее увековечивают, отпечатывая на бумагу или ткань.
ОБЛАКО, ИЛИ ВОДА ДЛЯ ЛИЦА. Техника эбру (от «ebr» — «облако» на фарси или от персидского «ab-ruy» — «вода для лица») возникла в XV веке на Востоке. А в Европе стала широко применяться из-за нехватки качественной кожи для переплета книг: узорами скрывали ее недостатки.