ПЕРВЫЕ КОМНАТЫ ДЛЯ VIP-ПЕРСОН
В конце XIX ст. возникла необходимость в железнодорожном сообщении между Киевом и другими городами. Было принято решение выстроить в городе железнодорожный вокзал, который связал бы его с Курском и Одессой. Работы завершили в 1870 году.
Изначальный вариант вокзала соорудили по проекту архитектора Ивана Вишневского: двухэтажное здание из желтого кирпича, очень напоминавшее средневековый замок. Его длина составляла всего лишь 133 м (сейчас -
300 м), а протяженность платформы - 144 м (сейчас - 400 м). У парадного входа была предусмотрена площадка для экипажей. По обе стороны располагались рестораны и залы ожидания - одно помещение с деревянными лавками - для простых смертных и другое, просторное с мягкими диванами, - для, выражаясь современным языком, vip-персон. Дело в том, что после появления железнодорожной станции в Киев стали частенько наведываться августейшие особы, начиная с Александра II и заканчивая Николаем II. По этой же причине станция скоро получила телефонную связь.
Первый поезд прибыл 18 февраля 1870 года. Кстати, в то время между Курском, Одессой и Киевом курсировало лишь семь составов. Но больше их и не требовалось - станция принимала всего около 50 тыс. человек в год (сегодня эта цифра перешагнула за 1 млн пассажиров).
Кстати, тогда о такой штуке, как громкоговоритель, и речи быть не могло - по перрону метались специальные сотрудники - «зазывалы», выкрикивая что есть мочи наименование поезда и маршрут его следования. Кроме того, на станции был смонтирован звонок, дававший по очереди по три сигнала через определенные промежутки времени. Третий означал: состав трогается!
В августе 1877 года на вокзале вспыхнул сильнейший пожар. Спустя некоторое время здание восстановили, но поскольку планировалось расширять железнодорожное сообщение, было принято решение о реконструкции вокзала, так как он был уже маловат для возрастающей армии пассажиров.
ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕЕЗД… НА 25 ЛЕТ
Занялись реконструкцией в 1899 году. За основу взяли проект петербургского архитектора Владимира Щуко, намеревавшегося сделать грандиозную перестройку здания вокзала в форме буквы «Н». В 1908 году, когда начали снос старого строения, станция временно перекочевала в деревянный дом, напоминавший барак. Еще недавно на этом месте, на улице Старовокзальной, находилась конечная остановка скоростного трамвая.
«Барак-вокзал» должен был принимать пассажиров в течение трех лет. Но затянувшейся реконструкции помешали Первая мировая война и революция. В итоге временное здание прослужило четверть века, а проект Щуко удалось воплотить в жизнь лишь в 2001 году. Именно тогда Центральный вокзал соединили пешеходным переходом с Южным, придав архитектурному ансамблю форму буквы «Н».
НАШ СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ
К идее строительства нового вокзала возвратились лишь в 1927 году. Вариантов того, как он должен выглядеть, предлагалась масса - архитекторы слали свои проекты со всей страны. Чиновники остановились на идее киевлян Александра Вербицкого и Павла Алешина.
Началась одна из самых грандиозных на тот момент строек в СССР: ее стоимость составляла баснословную по тем временам сумму - 13 млн руб. И в 1932 году новый вокзал уже принимал первых пассажиров. С того времени архитектура здания практически не менялась.
Впрочем, долго новый вокзал не проработал - началась Великая Отечественная война. При взятии города немецкими войсками Киев-Пассажирский был частично разрушен. Фашисты, оккупировавшие город, пытались его отстроить и для разбора завалов привлекали добровольцев, которым в обмен на работы предлагали вкусно и сытно поесть. Желающих, говорят, было немало, но восстановить здание немцы не успели - Киев освободили советские войска, а сам вокзал отстроили лишь спустя 4 года после окончания войны.
В следующий раз за реконструкцию главных железнодорожных ворот Украины взялись вплотную только в 2001-м.
К ЕВРО-2012 - НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ И ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ
И вот теперь к Евро-2012 руководство «Укрзалізниці» разработало новый проект. Если его воплотят в жизнь, то буквально через несколько лет киевляне и гости города не узнают Киев-Пассажирский. В частности, здесь появятся еще один терминал, информационное табло, камеры видеонаблюдения и электронные справочники.
Таможенный терминал, проект которого сейчас разрабатывают, должен будет обслуживать пассажиров, следующих в Москву. Он даст возможность пройти досмотр прямо на вокзале, чтобы не общаться с таможенниками среди ночи на хуторе Михайловском и в Брянске.
- Добавочный терминал разместится там, где находится здание почты (недалеко от входа в помещение Южного вокзала, со стороны улицы Урицкого. - Авт.), - объяснил «КП» начальник Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин. - Сейчас в этом месте разбирают старые помещения. Проект еще необходимо согласовать с таможенной и пограничной службами и лишь затем приступать к строительству. Планируется также перестелить покрытие на платформах и слегка их расширить.
Информационное табло заменят на более современное, на нескольких языках. А чтобы народ не томился часами в очередях за билетами, помещения оборудуют электронными справочниками, благодаря которым каждый сможет выбрать для себя маршрут, узнать стоимость билетов и наличие мест. Система будет централизованной, а информация - отображаться на табло в режиме реального времени.
Что касается видеонаблюдения, то его установят даже в тамбурах поездов.
А вот со вторым выходом со станции метро «Вокзальная» опять придется подождать. Хотя сдать его обещали еще лет 20 назад, сроки снова перенесли - на 2015-й. Причина - реконструкция площади возле центрального выхода. Именно там и будет второй спуск в подземку.
КОМПЕТЕНТНО
Михаил Кальницкий, историк:
- На самом деле можно считать, что вокзал впервые открыли в 1869 году. Тогда через Киев проезжал царский поезд с Александром II. Станция была готова не полностью и простых пассажиров не принимала. Но для государя сделали исключение - здание временно открыли, чтобы Александр разместился в специальных апартаментах. Полноценно же функционировать вокзал начал только спустя год.