В Киеве подорожает все: от стрижки до товаров в интернет-магазинах, а все из-за того, что предприниматели – владельцы парикмахерских, магазинчиков и мастерских – получили платежки за январь с "тройными" тарифами.
"В феврале оказалось, что только за аренду и коммунальные надо заплатить около 13 тысяч гривен, хотя раньше платили около 4 тыс.", – возмутилась предприниматель Роман Кислецкий. – У нас салон красоты. Это какой тариф надо устанавливать на стрижку, чтобы иметь возможность оплатить такие квитанции? Еще в декабре за отопление платили 2 тыс. гривен, сейчас – почти 4 тысячи. Звоним в ЖЭК, они аргументируют, что в связи с морозами подавали более горячую воду, хотя мы у себя увеличения температуры не почувствовали.
Все эти расходы ложатся на нас, повышать цены на стрижку, покраску, маникюр уже некуда, количество клиентов из-за кризиса упало".
Роман показал квитанции с динамикой роста цен. В сентябре предприниматель платил 745 грн за отопление, в январе – 3800. 2 тыс. за электроэнергию, 500 грн за эксплуатационные расходы, 200 грн за холодную воду, 2700 – за горячую 4 тыс. за аренду помещения в 100 кв. м. Всего: 13 600 грн. Среднемесячный доход салона при этом – 18 тыс. гривен. Из остатка в 4 тысячи "с копейками" надо выплатить зарплату, налоги и закупить расходные материалы.
В такой же ситуации оказались десятки других предпринимателей, которые арендуют не отдельно стоящие помещения, а те, что занимают первые этажи домов. "В феврале некоторые ЖЭКи внедрили расчеты за отопление по показаниям внутридомовых счетчиков тепла", – объяснил начальник ГУ цен и тарифов Василий Яструбинский. – Поэтому и платят только в отопительный сезон. Тарифы на услуги для юридических лиц утверждены распоряжением № 758 и действуют с августа 2009 года.
Повышения не было, но за счет внедрения счетчиков и получилась такая разница"."Со счетчиками еще можно согласиться, летом меньше, зимой больше", – продолжил Роман. – Но почему мы должны платить сумму в 10 раз больше, чем жители этого же дома? 1 гигакалория для жителей стоит 113 грн, а для нас – 675 грн. Все декларируют поддержку малому и среднему бизнесу, а на деле завинчивают гайки по полной.
Ведь все это ударяет по нашим же клиентам. И так люди уже приходят стричься не раз в месяц, а раз в два месяца. У них же лишние деньги в кармане тоже не прибавляются". Кто на чем горазд экономитьЕсли при первом подорожании в ноябре 2006 года в 3,5 раза практически все владельцы косметических салонов, обувных и швейных мастерских, стоматологических кабинетов, частных пекарен, кафе на вопрос о влиянии коммуналки на стоимость их продукции и услуг заверяли, что будут повышать цены, то дальше они были более скромны в прогнозах.
Тот же вопрос задавали и в 2008 году, когда коммуналка стала дорожать для юридических лиц. И тогда большая половина опрошенных уже не заикались о повышении – мол, это и так отпугнет клиентов, к нам ходить не будут. Будем выкручиваться сами, как можем.
Теперь же они говорят о том, что будут закрываться. Пострадаем опять мы, если рядом с домом не окажется привычной парикмахерской, кафе, булочной.Пока предприниматели ищут выход из положения. В мастерской по ремонту телевизоров на Виноградаре отказались от горячей воды.
В ветклинике на Печерске используют исключительно энергосберегающие лампочки, поставили счетчики на воду. "У нас остался только склад, где храним товар, он не отапливается", – рассказал сотрудник интернет-магазина по продаже оборудования для аквариумов и террариумов Игорь Черепанов. – От офиса отказались, это позволяет избежать лишних расходов и сохранить прежний уровень цен на товар". "Мы отказались от услуг по отоплению", – отметил директор фирмы по обработке камня на Березняках Алексей Супрунов. – Используем обогреватели, но это стало возможно только потому, что у нас отдельно стоящее здание. Возросли счета за электричество, но все равно выходит дешевле". Альтернатива – обогрей себя сам "Я в шоке от нынешних киевских цен", – пожаловалась Ирина Костикова. – У меня магазины по продаже канцтоваров в Ирпене и в Киеве. В Ирпене мы перешли на автономное отопление, обошлось очень дорого, почти $12 тыс. за котел, но теперь каждый месяц экономим. В холодном январе заплатили 350 грн. Можем регулировать – на ночь, например, ставим 13О, к открытию магазина поднимаем. В Киеве же счет около 3 тысяч, и он вообще не соответствует предлагаемой услуге.
Когда было холодно, дополнительно включали обогреватели, иначе замерзали, батареи были еле теплые. Зато как потеплело – "жарят" так, что приходится открывать окна. Как они там регулируют температуру по счетчику, непонятно. А отрезаться от отопления и перейти на автономное не разрешают".Об этом, кстати, мечтают не только предприниматели, но и многие жители: не зависеть от милостей "Киевэнерго", самостоятельно устанавливать нужную температуру в квартире, экономить. Но как объясняют в МинЖКХ, это может быть опасно для состояния всего дома.
Например, владелец "автономной" квартиры/офиса уезжает на длительный срок и отключает обогрев.По дому получается резкий перепад температур: часть его остается холодной, трескается, от холодных стен в одном помещении страдают примыкающие стены других квартир. "Отрезать" отопление можно только если на автономное перейдет полностью весь дом.Магазин в Ирпене зарабатывает на киевский "филиал""Сейчас мы пока перекрываем убытки от киевского магазина тем, который в Ирпене", – поведала Ирина. – В Киеве зарабатываем 20 тысяч, на коммуналку тратим 10 тыс. Да и на чем можно заработать? Люди и так обнищали – ручки покупают копеечные, если раньше брали по десятку тетрадок, то сейчас одну-две, по необходимости. Работаем на этом месте уже 16 лет, но похоже, что через 2-3 месяца закроемся. Я считаю, что нужно рассматривать каждый конкретный случай отдельно – то, что зарабатывает элитный ресторан и маленький магазин с товарами для пенсионеров или студентов – это разные вещи. Должен быть дифференцированный подход".
Предприниматели единодушны: пока предоставлять услуги ЖКХ будет монополист, новые цены будут устанавливать чуть ли не ежемесячно. Мы пытались узнать у чиновников, оценивают ли они последствия повышения тарифов на коммуналку в 10 раз для юридических лиц, но ответа так и не получили.