Сегодня со «своим» Киевом нас знакомит православный священник Георгий Коваленко, или как его привычнее называть, Отец Георгий, участник Инициативы «21 ноября», отец пятерых детей. Мы проедем по городу и посмотрим на него так, как видит его он.
Остановка первая: София Киевская
София – это духовное сердце Киева и, наверное, наша самая главная святыня. Для меня это место особое, не только потому, что я священник. Есть что-то необъяснимое в выборе любимых мест. Я приходил сюда, еще когда учился в университете (философский факультет КНУ им. Т.Г. Шевченко – прим. ред.), просто как в храм премудрости, ведь София – это еще и мудрость. Мне всегда нравилась надпись вокруг Оранты «Господь посреди нее». С одной стороны имеется в виду Божья Матерь, выносившая и родившая Христа, а с другой – Киев в целом, Господь здесь. Я всегда стремлюсь сюда – когда есть возможность, когда приезжает кто-то из друзей… Даже когда моя старшая дочь венчалась с мужем в Кирилловской церкви, потом мы приехали сюда. Есть еще одна причина, связывающая меня с этим местом. Мне посчастливилось иметь отношение к возрождению почитания Ярослава Мудрого как святого. Я нашел свидетельства того, что раньше он был в святцах и пришел с этим к Митрополиту Владимиру, и он дал добро на восстановление почитания. И теперь в наших святцах снова есть святой благоверный князь Ярослав Мудрый. А ведь тут, в Софии, его саркофаг, тут были его мощи. В следующем году будет как раз тысячелетие с начала его княжества. Тысячу лет назад он стал князем и закончил строительство храма Софии Киевской. Сейчас это исторический памятник, здесь не совершаются богослужения, лишь иногда праздничные служения с участием президента, молебны, но постоянного богослужения нет. Наверное, потому что мы еще не достойны здесь служить. Но я верю, что когда-то придет и этот день.
Остановка вторая: квартира на улице Сковороды
Это была первая наша квартира в Киеве, первое место, где жила наша семья. Тогда тут еще под ней не было кафе («Каффа» на ул. Сковороды, 5 – прим. ред.). Окно, которое выходит на ул. Сковороды, это было окно кухни, мы часто сидели там все вместе. У меня очень быстро появились дети. В 28 лет я уже был отцом четырех дочерей. А сын родился гораздо позже, уже когда нам с супругой было больше 40 лет. В этой квартире на втором этаже мы прожили несколько лет. Много чего хорошего связано с этим местом, и все осталось тут, как прежде, разве что зрение мое стало хуже (Улыбается). Я верю в то, что случайных мест не бывает. В университете, будучи молодыми студентами, мы часто говорили: «Ну кто такой Григорий Сковорода? Он всего лишь жил в одно время с Кантом». А со временем оказалось, что Сковорода и по глубине, и по мудрости, и по простоте формата донесения актуален до сегодняшнего дня. И очень хорошо, что сегодня он переводится с языка высокого штиля на украинский, на русский, совсем недавно было прекрасное двухтомное издание на русском языке… Вообще, мне кажется, что нам, украинцам, очень повезло. У нас есть два гения, которые в простой и понятной форме сформулировали основные идеи: философскую (Сковорода) и политическую (Шевченко). А идею веры наш народ сформулировал колядками, все основные идеи христианской веры в них. Конечно, речь не о советских «Дайте, дядька, пятака…», а о тех, старинных, которые передавались из века в век. То же самое с поэзией Шевченко, из века в век она передает политическую идею. Долгие годы, не имея политической элиты, наш народ идентифицировал себя при помощи философии Сковороды, поэзии Шевченко и рождественских колядок.
Остановка третья: Университет
Красный корпус киевского университета, философский факультет, моя альма-матер, я закончил его в 1996 году. Это был первый курс, которому уже не читали научный коммунизм и атеизм. Для нас было удивительно, насколько готовы были профессора к переходу к немарксистским концепциям. С 1991 года мы уже читали Бердяева, Соловьева, уже тогда история философии стала преподаваться интересно и содержательно. В университете мне привили, наверное, главное – любовь к смыслам.
Остановка четвертая: детский садик на пр. Дружбы народов
Это обычный детский сад, он называется православным, хотя особой религиозности здесь нет. Какая религиозность может быть в 3 года? Только естественная и воспитанная семьей. По воскресеньям и большим праздникам в детской столовой проводится служба. Собираются друзья, единомышленники, мы приходим с семьями, детьми. Этот детский садик и есть мой приход. После службы мы еще остаемся, обязательно пьем кофе, беседуем. Это очень особенное место – православный семейный центр ДАР.
Беседовала: Юлия Гундырева. Фото: Татьяна Довгань