Все предпосылки для нового потопа есть: и снега много, и убирают его плохо. Как стало известно «Газете…», подготовка к весеннему паводку уже идет: городская власть составляет карту территорий, где возможно подтопление.

В МЧС уже проверили все плавсредства, проинструктировали личный состав, отрабатываются планы взаимодействия со всеми службами города. Со дня на день МЧС-ники будут готовы предоставить отчет о количестве спецтехники, которая, в случае чего, сможет участвовать в ликвидации последствий стихийного бедствия. В Гидрометцентре также возможность большого паводка не исключают, хоть более точные прогнозы смогут сделать не раньше конца февраля.

74-летний житель поселка Чапаевка Михаил Грищенко боится, что в этом году из-за обилия снега его родную Чапаевку может снова затопить. И что его дом, построенный на ул. Целинной еще в 1958 году, третьего наводнения просто не выдержит (сейчас рядом с его улицей находится часть Столичного шоссе, ул. Академика Заболотного, Червоноправпорна и др.- Авт.).

- В 1970-м году вода в Днепре поднялась на 9,85 метра, - вспоминает Михаил Васильевич. - За сутки вода подымалась на 60 сантиметров. Моя хата стоит на небольшом косогоре: так ее тогда залило водой по самые окна. Я в свой дом заплывал на лодке!

Паводок тогда начался в двадцатых числах апреля. В первый день затопило только фундамент дома Михаила Васильевича. И он не ожидал, что вода поднимется еще выше.

- Я лег спать, возле кровати поставил сапоги. Вдруг слышу, что-то хлюпнуло подо мной. Смотрю, а пол уже не несколько сантиметров под водой. Она так поднялась, что сапоги поплыли, упав на бок. Тряпье, одежду, мелкие вещи я вынес на чердак. А мебель и все остальное перетащил на бугорок возле моего двора. И чтобы добро никто не растащил, спал в лодке одетый в фуфайку, держа, на всякий случай, в руках топор. Я, кстати, был не один - все местные мужики ночами дежурили возле своих вещей, вынесенных из дома. У нас в поселке затопило почти все хаты - от дома к дому люди плавали на лодках.

Грищенко вспоминает, что жители соседней улицы, когда паводок только начался, решили не выносить вещи на возвышенности, а построить с одной стороны вокруг своих домов дамбу, с другой стороны их жилье прикрывал холм.

- Они сваливали на кучу мешки с песком, а по ним ездил бульдозер и утрамбовывал. А вода все прибывала. Утром эти люди сели завтракать на свежем воздухе, а вода поднялась так, что эту дамбу вдруг прорвало. Бульдозер, который стоял на мешках, пока они ели, отнесло волной на 50 метров в сторону. А одну хату вырвало вместе с фундаментом и развернуло на 90 градусов! Вы представляете, что творилось? На вас прет четырехметровый вал воды. Большая Вода не остановится ни перед чем. Был ужасный шум, все кричали. Но, слава Богу, никто не погиб. Люди залазили на крыши домов, на деревья, и так спаслись. А потом военные ездили на специальных подводных машинах-амфибиях и снимали людей с высоты.  Уровень воды по окнадержался три дня. А потом стал понемногу убывать. В семидесятом вода простояла у нас в Чапаевке около 10 дней. Тогда еще по Днепру плыли деревянные дачи, вырванные из земли паводком на Осокорках. И были такие люди, что эти дачи вылавливали и забирали себе вместе с мебелью и всем остальным, - со смехом вспоминает Михаил Васильевич.

Во время потопа люди ночевали в школе № 151, расположенной на возвышенности. А также ездили ночевать в поселок Корчеватый (затопило только нижнюю его часть). Поселок Ново-Пироговский тоже весь был в воде.

- Когда вода отошла, нужно было все сушить, ровнять пол, ведь его весь покоробило, чинить фундамент, белить стены, - говорит Михаил Грищенко. – В 1979-м году мою хату затопило только по фундамент. После первого наводнения я в полу сделал дырки и заглядывал в них. В семьдесят девятом не хватило всего три сантиметра, чтобы вода из подвала хлынула в комнаты и затопила пол. Я так обрадовался тогда. Но вещи все равно вынес – на всякий случай.

Михаил Васильевич сейчас очень переживает, чтобы в этой весной не повторилось что-то подобное. Ведь снега за зиму навалило не меньше чем тогда.

- Руководство города – все молодые люди. Они этих потопов не могут помнить, потому ни о чем не беспокоятся. А сейчас в нашем поселке живет пять тысяч человек. И не дай бог что, ликвидировать последствия и ремонтировать дома людям никто не будет.

«Все будет зависеть от скорости таяния снега»

Виктория Бойко, начальник отдела гидрологических прогнозов Укргидрометцентра:

– Пока сохраняется зимний режим погоды, идет увеличение снежного покрова, поэтому о возможных уровнях воды можно будет говорить в конце февраля. Утверждать, что подтопление будет точно, пока рано.

Действительно, наблюдается большой снежный покров, но учитывая, что почва промерзла недостаточно, часть воды уйдет в землю. Все будет зависеть от скорости таяния снега. Самое опасное сочетание – резкое потепление и дождь, который ускорит процесс таяния. В ближайшие 10 дней потепления не предвидится, а более дальние прогнозы сделать нельзя. Есть разные мнения, что ждет Киев и Украину в этом году в плане подтопления, но мы можем оперировать только точными данными. Были гораздо более снежные зимы, последняя – в 2004 году.

Пока можно спрогнозировать только то, что подтопление охватит поймы рек, но так и должно быть, пойма – это «собственность» реки, куда она разливается. Скорее всего, пострадают населенные пункты Волынской и Ровенской области, которые впадают в речку Припять. Также, независимо от наличия рек, возможно подтопление подвалов и улиц, в том числе и в Киеве, из-за того, что в этом году снег почти не вывозили, на улицах лежат большие глыбы, ливнестоки забиты мусором.

Херсонскую область уже «подмочило»

В 26 населенных пунктах 6 районов Херсонщины подтопило частные дома местных жителей, пострадало почти 2400 жилищ. Меньше всех повезло Цюрупинскому и Каланчакскому районам.

В Управлении по вопросам чрезвычайных ситуаций Херсонской облгосадминистрации сообщили, что «сырость» наступила в результате таяния снега и поднятия уровня грунтовых вод.

– В домах воды нет, она во дворах и подвалах, – рассказал начальник Управления по вопросам ЧС Херсонской облгосадминистрации Валерий Афанасьев. – Уровень грунтовых вод поднялся, но не настолько, чтобы признать ЧП.

По словам Афанасьева, проблема подземных источников в регионе настолько наболевшая, а подтопления для этой поры года так типичны, что об этом Управление на пару с Госводхозом уже устали жаловаться «верхам».

Калуш готовится к затоплению ядом

Весеннее наводнение в Прикарпатье грозит подтоплением химпредприятия. В середине января 97% опрошенных жителей Калуша высказались за то, чтобы их город признали местом экологической катастрофы.

В зоне возможного химического заражения может оказаться 10 млн человек, а это - 22% населения Украины. В верховья Днестра могут попасть тысячи тонн калиевых солей. Ситуацией обеспокоился даже президент и на днях съездил на место потенциальной катастрофы. Как известно, в Калуше Ивано-Франковской области расположено госпредприятие «Калийный завод», на котором хранятся тонны токсичных отходов производства. Еще в черте города расположены засоленные калиевыми солями рудники и карьеры. Дамбы вокруг хранилищ отходов и рудников в аварийном состоянии, а сами хранилища находятся всего в 50 метрах от берега Днестра. Хорошее наводнение – и все это «добро» хлынет в воду.

Кроме угрозы попадания в воду токсичных веществ, в Калуше существует еще одна проблема – шахты расположены прямо под жилыми домами. В пустоты этих шахт закачивают отравленную воду из карьеров. Поэтому дома проседают. Десятки семей уже отселили.

{google}

Автор: Сергей Демчук, Татьяна Негода, Игорь Смага, Елена Маковец, Александра Романюк

Газета по-киевски