Столичная власть принялась очищать Киев от наружной рекламы. В конце 2011 года Киевской государственной администрацией был установлен мораторий на размещение наружной рекламы в украинской столице с 1 января до 1 августа 2012 года. Причиной такого «антирекламного» решения стало грядущее Евро-2012. В том, кто и как очищает Киев от «advertisingmessages», разбирались «Кияни. Обозреватель».
Итак, согласно вышеупомянутому мораторию, в КГГА с первого дня Года Дракона должны были перестать принимать заявки о предоставлении разрешений на размещение наружной рекламы (лайтбоксы, щиты и т. д.). Исключение при этом составили: объемно-пространственные конструкции, надписи на зданиях и рекламные вывески – на эти виды внешней рекламы в Горадминистрации разрешения решили все-таки выдавать.
Что же касается наружной рекламы без разрешений, то такие сооружения должны поддаваться демонтажу. Так, по данным коммунального предприятия «Киевреклама» в 2011 году в Киеве было демонтировано 805 рекламных средств и 437 рекламных вывесок. Количество демонтированной рекламы в «Киеврекламе» объясняют незаконностью размещения до 70% всего объема внешних рекламных носителей. Особенно это касается вывесок и бигбордов – именно эти виды «наружки» чаще всего размещаются с нарушениями. Кроме прочего, согласно данным упомянутого коммунального предприятия, в Киеве не имеют соответствующей разрешительной документации порядка 1900 рекламных конструкций.
Серьезность «рекламной чистки» Киева подтверждает также и тот факт, что уже с начала 2012 года было демонтировано 235 незаконно размещенных рекламных конструкций. Сложившуюся ситуацию ранее комментировал Александр Пузанов - заместитель главы КГГА отмечал, что объемы наружной рекламы существенно изменятся по всей украинской столице, а особенно «рекламная чистка» будет касаться исторической части города.
В КГГА решение о принятии моратория также объяснили потребностью в регулировании внешней рекламы в столице и требованиями УЕФА.
Представители столичных рекламных агентств и операторов наружной рекламы уже успели оценить плюсы и минусы данного моратория. Так, PR-директор рекламного агентства Елена Толстопятова рассказала «Кияни. Обозреватель», что решение о «рекламной чистке» является важным для столицы, а формат размещения рекламы давно необходимо было урегулировать:
«Я считаю, что навести порядок давно пора было. В Киеве есть четкие правила размещения рекламных плоскостей – не менее чем 40 м от одного до другого носителя, но об этом, похоже, давно забыли. Столица и в правду очень перенасыщена рекламой. Что же касается отношения рекламодателей к мораторию, то, как мне кажется, цены на размещение рекламы могут несколько увеличиться», - отметила Толстопятова.
А вот Александр Биденко, заместитель директора оператора наружной рекламы «СвітАутдор»находит в моратории больше минусов,чем плюсов:
«Могу оценить моратории так: в 70% случаев с моей стороны он, конечно, плох, но с точки зрения «рекламной разгрузки» Киева, и это - 30%, - он хорош. На сегодняшний день мораторий портит количество заказов от клиентов, которые знают о его существовании и реже обращаются, но наша компания, тем не менее, не сильно на себе это ощущает», - поведал Биденко.
Столичную рекламу будут размещать по-новому
Помимо моратория на размещение наружной рекламы до 1 августа 2012 года, в КГГА принялись менять общие правила «рекламной жизни» столицы. Речь идет об утвержденном в январе-2012 нормативном акте относительно правил размещения наружной рекламы в столице. Согласно документу, в Киеве определены четыре форматные зоны для размещения рекламных плоскостей. «Кияни. Обозреватель» ранее писали о полном списке зон с указаниями улиц, районов и разрешенных объемов наружной рекламы.
По всем четырем зонам предусмотрено размещения рекламы с площадью «до 2,16 кв. м» в первой и «от 36,1 кв. м» в четвертой зоне.
Но, как признаются столичные «рекламщики», отследить реальный объем размещенной внешней рекламы в каждой из четырех зон – это что-то из ряда фантастики. Единственное же, что позволяет судить о реальном состоянии «рекламной загруженности» Киева, - это конкретные факты перенасыщенности столицы билбордами, лайтбоксами, рекламными щитами и т. д. Особенно в этом плане страдают центральные улицы Киева, где реклама, естественно, является самой продуктивной.
Работники рекламных агентств и операторы наружной рекламы, учитывая разделение Киева на четыре зоны, понимают, что рано или поздно реальная рекламная загруженность все-таки всплывет.
И вопрос тут состоит в том, что же будет, когда, скажем, в первой, самой привлекательной рекламной зоне, будет обнаружен перелимит в два, три, а, может, и в четыре «реламно-объемных» раза? – Ответ на данный вопрос, видимо, будет получен прецедентно, а пока можно лишь предположить – по какому принципу будет происходить демонтаж незаконно размещенных рекламных плоскостей. PR-директор рекламного агентства «TR-студио» Елена Толстопятова, анализируя пути решения возможной конфликтной ситуации, рассказала «Киянам. Обозреватель», что во время проверок рекламные плоскости будут демонтированы по логичному принципу:
«Разрешения на размещение наружной рекламы выдаются на определенный срок. В случае обнаружения превышения разрешенных объемов рекламных плоскостей, в первую очередь будет демонтирована реклама, чей разрешительный срок вышел или подходит к концу. Далее будет демонтирована реклама неплатежеспособных рекламодателей. Также могут быть убраны рекламные плоскости маленьких агентств, неспособных конкурировать с гигантами рекламного дела. И тут, как мне кажется, могут активизироваться взятки, мол, уберите не мою рекламу, а рекламу конкурентов», - отметила Елена Толстопятова.
Надолго ли уйдет реклама из центра?
Напомним, Киевсовет принял решение о моратории на рекламу на очередном заседании 26 января 1012 года. За данное решение проголосовали 96 депутатов. Теперь же чиновники спешат отчитаться о том, что данное решение вовсю выполняется.
Как уже было сказано выше, с начала года в Киеве демонтировано 235 рекламных конструкций, которые были установлены без разрешений, сообщают в КГГА. Среди них: 105 вывесок, 39 щитов на фасадах домов, 28 временных выносных конструкций, 6 отдельно стоящих рекламных щитов, 4 конструкции на крышах домов, 2 лайтпостера, а также 45 рекламных средств других видов.
«Работа по выявлению незаконно установленных рекламных конструкций, и, в соответствии с Порядком размещения рекламы, подлежат демонтажу, проводится регулярно», - заверил начальник Главного управления по вопросам рекламы Олег Титаренко.
По его словам, наиболее распространенной практикой является размещение вывесок без соответствующих разрешений. Кроме того, некоторые компании-операторы наружной рекламы имея разрешение на размещение носителя меньшего размера, устанавливают рекламу большего размера, или вместо одного средства, на который имеют разрешение, устанавливают несколько.
То, что КГГА хвалит свои достижения – вполне закономерно. Однако в ситуации с рекламой дело может оказаться сложнее, чем кажется на первый взгляд. По словам некоторых депутатов, не смотря на показательную борьбу с рекламой накануне Евро-2012, все может вернуться обратно после завершения чемпионата.
«Решение по мораторию – это конечно большое достижение. Надеемся, оно поможет очистить центр от такого большого количества рекламы хотя бы на время Евро-2012. Однако, что будет потом никто не знает. Вполне возможно, что оккупация центра рекламой продолжится, после того, как на этот вопрос не будут столько обращать внимания», - рассказывает один из депутатов Киевсовета.
Также вызывает вопросы эффективность борьбы с рекламой. 235 демонтированных объектов с начала года на уровне 19 тысяч официально зарегистрированных рекламных конструкций – показатель не очень понятный. Так что сказать, работает ли решение Киевсовета, мы сможем сказать через пару месяцев, когда своими глазами увидим, что рекламы в центре стало действительно меньше.