Одна из главных проблем киевских школ — нехватка учителей и низкая зарплата. Из-за этого в школах порой изобразительное искусство вынуждена вести учительница музыки, а учитель химии по совместительству еще и преподает информатику.

Зарплата учителей составляет всего 74% от средней зарплаты в городе (средняя зарплата в 2010 году, по данным Киевгорстата, 3617 грн., у учителя — 2664 грн.). В результате молодые учителя уходят, а почти четверть школьных преподавателей — пенсионеры. В каждом районе столицы не хватает по 20 преподавателей.

Страдает и качество образования. В школах не хватает компьютеров: в среднем на одном компьютере занимается 19 учеников! Только треть школ имеет скоростной интернет, и пятая часть — электронную библиотеку. Половину учебников родители покупают за собственные средства. В столице явно не хватает детских садов, а школы распределены неравномерно — в спальных районах классы более перегружены.

По мнению экспертов, в столице необходимо построить как минимум еще 70 детских садиков на 15 тыс. мест, увеличить зарплаты учителям, чтобы привлечь в школы молодежь. То же касается и профессионального обучения. Сайты по трудоустройству пестрят объявлениями о вакансиях слесарей, сантехников, строителей, а учить их некому — в училищах тоже не хватает кадров. Поэтому городские власти задумались об открытии дополнительных центров профессионального образования.

ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ. Из-за низкой зарплаты профессия учителя считается непрестижной. Каждый год педвузы сталкиваются с недобором студентов. А в школах работает много учителей пенсионеров. «Город может поднять зарплату учителям за счет пересмотра штатного расписания школ и уменьшения затрат на чиновничий аппарат. Зачем в каждом районе содержать управление образования, когда можно ввести по 1 человеку в городское управление, которые будут отвечать за школы каждого района. Это сэкономит средства», — считает директор гимназии №109 Виталия Полякова.

«Поднять престиж профессии учителя можно только с помощью повышения зарплат. Городские власти могу помочь — муниципальными надбавками учителям», — говорит руководитель аналитического центр «Университас» Иван Слободенюк.

КАЧЕСТВО. Беспокоит киевлян и качество образования в школах и ПТУ. «Нужно пересмотреть требования к знаниям учеников. Сейчас объем изучаемого материала очень раздут. Ребенок просто не в состоянии все это усвоить. Нужно знания приблизить к жизни. Дети должны изучать то, что им потребуется в дальнейшем: психология, изучение самого себя, своего здоровья, безопасность. Уже давно говорят, что в старшей школе нужно уменьшить количество обязательных предметов. Понятно, что нужны история Украины, родной язык. Остальные предметы нужно дать на выбор. Если ребенок собирается поступать в вуз, где понадобится математика, физика или химия, то он их и выберет», — говорит директор Софиевко-Борщаговской школы Лариса Швыдка.

Глава КГГА Александр Попов сказал «Сегодня»: «Для повышения качества образования и востребованности в будущем специалистов нужно определиться с приоритетами, которые ставит перед собой Киев. Сегодня из госбюджета выделяются средства для обеспечения детям равных возможностей получения базового образования в школах. Вторым источником финансирования должен стать городской бюджет. Но для этого нужно четко определить — какие специалисты в дальнейшем нам понадобятся. И направлять средства на дополнительные предметы, которые потребуются этим специалистам».

Также на качество образования влияет и количество детей в классе. Не секрет, что многие классы в спальных районах переполнены — там учится по 30 детей. О каком качестве можно говорить?

«Если в классе 28 учеников, то мы можем разделить его на две группы для изучения иностранного языка. Если 27 — то уже нет. Если в классе больше 25 детей, то уроки труда будут проводить и для девочек, и для мальчиков вместе. Т.е. и гвозди забивать, и борщ готовить будут учить всех. А это неправильно», — говорит Ларис Швыдка.

«Нужно обратить внимание на качество подготовки специалистов в ПТУ. Как правило, там преподают мастера — люди с производства. Вы же понимаете, что квалифицированный мастер скорее найдет работу на производстве, и будет получать гораздо больше, чем в училище. Поэтому в ПТУ преподавателей тоже не хватает или работают пенсионеры, которые не знают современных требований к профессии. К тому же, в ПТУ нужно больше внимания уделять получению навыков, а не общим предметам», — считает старший аналитик МЦПИ Наталья Бородчук.

Столичным школам не хватает современных технологий. Например, учебники, которые родители итак покупают за свой счет, давно пора заменить на электронные. «Это серьезно поможет и финансово — не придется тратить деньги на печать книжек. Их можно направить на закупку современных карт, таблиц, компьютеров. Которые, кстати, могут заменить и дорогостоящее оборудование для опытов на уроках химии или физики. Многие эксперименты можно посмотреть на телеэкране или в компьютере», — уверена Лариса Швыдка.

Еще одна проблема школ: они распределены хаотично. «Талантливым, способным детям сложно попасть в престижную школу с углубленным изучением какого-то предмета, потому что такие школы обычно находятся в центральных районах, и они перегружены. А родители еще хотят, чтобы ребенок учился недалеко от дома. Поэтому нужно пересмотреть планы строительства школ: в спальных районах должно быть больше учебных заведений с углубленным изучением предметов», — считает руководитель аналитического центра «Университас» Иван Слободенюк.

ДЕТСАДИКИ. По данным исследования, проведенного в рамках разработки «Стратегии развития Киева до 2025 года», столице не хватает 70 детских садиков на 15 тысяч мест. «После Чернобыльской катастрофы в стране начался серьезный демографический спад, и со временем детские садики оказались незаполненными. Затем наступило время приватизации. Сначала на продажу пошли детсадики на первых этажах зданий, затем старые садики, потом закрытие и продажу садов объясняли недоукомплектованностью групп. Но прошло время, демографическая ситуация изменилась, теперь 5-летние малыши должны хотя бы год побыть в садиках, чтобы получить дошкольное образование. Мы спохватились, но поздно — садиков не хватает», — говорит эксперт общественного совета Консорциума Владимир Жмуцкий. По мнению эксперта, вернуть здания садиков, которые уже проданы, и там находятся офисы, госучреждения, вряд ли возможно. Теперь выход один — строить новые и открывать частные садики. «Не должно быть монополии на государственные дошкольные учреждения. Родители вправе выбирать, куда отдавать своего ребенка», — говорит Жмуцкий. Тем более, что частные садики небольшие, они могут располагаться в небольших помещениях.

Александр Попов сказал нам: «Сегодня в городе — 560 дошкольных заведений, из которых работает 481 и большая часть из них была открыта в 70-90-хх годах. За последние 5 лет в Киеве открыто всего 9 детсадиков. Мы приняли решение активизировать строительство этих объектов, поэтому к 1 сентября 2011 планируем завершить строительство 4 детсадов в Дарницком, Деснянском и Святошинском районах. И завершить капремонт 2 дошкольных учебных заведений в Шевченковском и Оболонском районах. Кроме того, мы проверили помещения садиков, которые не используются по назначению. На основании полученных материалов создали городскую программу, которой предусмотрено за 5 лет восстановить работу 35 детсадов».

segodnya.ua