Именно активность граждан помогла градостроителям реформировать Лейпциг и превратить его из серого индустриального города в один из крупнейших культурных центров страны. 2006 года в Лейпциге состоялся чемпионат мира по футболу, ежегодно там проходит известный в мире книжная ярмарка. Планировщик Штефан Габи рассказал, как сделать из постсоветского индустриального города культурный магнит Европы.
Фабрика " Шпиннерай" до перестройки. Фото: Flickr/Gregory Ramos
Наибольшего успеха власти и жителям Лейпциге удалось достичь в сфере ревитализации старых зданий и промзон. После падения Берлинской стены предприятия были закрыты из-за нерентабельности, из-за чего жители начали переезжать в Западную Германию. Население Лейпцига сократилось почти вдвое. Старые фабрики и здания опустели и стали разрушаться.
Однако два десятилетия спустя в стенах старых заводов образовались резиденции художников и арт - кластеры. Например, на десяти гектарах бывшей хлопчатобумажной фабрики "Шпиннерай" разместились галереи, художественные мастерские, где молодые люди занимаются креативными проектами, театром и кино.
Галереи на территории фабрики "Шпиннерай". Фото: Flickr/ares64
Городские власти также призвали творческих людей осваивать заброшенные дома Грюнвальдской эпохи, чтобы спасти их от разрушения. Всем, кто хотел воплотить свой социальный, культурный или арт -проект, позволяли с жить в домах бесплатно или за очень низкую плату. Также старые дома начали выкупать и делать там Hausprojekte - "домашние проекты".
Наконец, исторические здания превратились в творческие лаборатории, которые притягивают к себе креативных людей со всего мира. За более чем 20 лет город также преодолел проблему плохой экологии и создал благоприятный бизнес-климат. За последнее десятилетие многие немецкие и международных компаний - DHL , Amazon , BMW - перенесли свои логистические центры из других городов Европы в Лейпциг.
Арт-кластеры в старых домах. Фото: Flickr/kunstee
Сейчас в городе функционирует современная транспортная система, много внимания уделяется потребностям велосипедистов и пешеходов. В городе решен вопрос парковок и малых архитектурных форм.
Все эти годы реформированием города занимались и чиновники и активные местные жители. Среди них - проектировщик Штефан Габи . Более 20 лет он был ведущим специалистом по градопланированию в администрации Лейпцига, затем работал в Румынии, а сейчас занимается развитием Львова в Институте города.
Во время своего доклада на фестивале Canactions в Киеве Штефан рассказал про 7 уроков Лейпцига, которые могут использовать украинские города.
Современный Лейпциг. Flickr/ingrid eulenfan
Урок первый: упорядочение собственности
"Первое, что мы сделали, - провели санацию зданий различных эпох (программа городского строительства, направленная на улучшение условий жизни в неблагоустроенных домах и районах, а также на реконструкцию и модернизацию устаревших жилых зданий, - ред.). Это был длительный процесс, который сейчас успешно завершается. У каждого дома должен быть один владелец , который должен заботиться о его состоянии. Государство поддерживало на этом пути владельцев, но все происходило благодаря их ответственности. Ситуация в Украине, насколько я знаю , значительно сложнее. Я видел здесь полную мешанину в ответственности между владельцами домов, администрациями городов. Необходимо "отсортировать", кому что принадлежит, создавать общества совладельцев домов и т.п.".
Фото: Flickr/ingrid eulenfan
Урок второй: оживление бизнес-климата
"Содействие экономическому развитию - это основа развития города. Лейпциг с самого начала сделал ошибку, сохраняя в городе грязную промышленность, которой никто не хотел заниматься. Сейчас старая промышленная зона превратилась в центр креативной индустрии. Примером может служить размещение здесь офиса BMW.
Мы преследуем так называемую стратегию кластеров - в самом городе развиваем немного направлений экономики. Архитекторы пытаются предоставить каждому кластеру свое лицо. Следует заботиться не только о крупных предприятиях, но и о мелких, оказывать им поддержку".
Урок третий: реурбанизация
"В начале 1990-х Лейпциг сделал много ошибок. Мы начали с субурбанизации - расширения территории города. В окрестностях строили маленькие дома и крупные магазины - Конгресс-центр, ярмарка - к которым можно было доехать только автомобилем. Это вызвало много проблем - в центре города образовались пустыри, было много заброшенных домов. Количество автомобилей выросло, ведь все больше людей были вынуждены ездить через весь город.
Впоследствии мы начали активно работать над реурбанизацией. В ее рамках мы постепенно пытались ревитализировать бывшие промышленные районы. Так, новые районы возникли у железной дороги, на территориях бывших промышленных предприятий были построены современные жилые дома.
Фото: Flickr/Jim Nix
Мы разработали план, который предусматривал отказ от строительства торговых центров на окраинах города, их строилось не так много. Вместо этого мы решились реализовать крупные проекты прямо в центре города. При этом, конечно , решили проблему паркингов.
Для этого пришлось развивать общественный транспорт и повышать его привлекательность. Мы также внедряли запреты на парковку в определенных местах и строили подземные паркинги. Согласно немецким нормам планирования, каждый, кто строит новое здание, обязан обеспечить определенное количество парковочных мест. Если застройщик этого не делает, он платит городу определенную сумму. На эти деньги администрация нанимает других подрядчиков, которые строят подземные паркинги.
Очень важно, чтобы по центру ездил общественный транспорт, велосипеды. Таким образом, мы привлекли многих жителей в центр города ".
Фото: Flickr/ingrid eulenfan
Урок четвертый: Футбол как повод для развития города
"В свое время Лейпциг делал все, чтобы в городе проходили большие спортивные события. Мы подавали заявку на проведение летней Олимпиады -2012, но не выиграли. Многие жители после этого были разочарованы. Но в 2006 году у нас состоялся чемпионат мира по футболу.
Мы провели немало мероприятий для развития инфраструктуры, готовясь к этому событию. В частности, можно сказать, что благодаря проведению чемпионата в городе теперь есть функциональная транспортная система".
Урок пятый: велодорожки вместо магистралей
"Много внимания мы уделяли вопросам мобильности. И здесь тоже не обошлось без ошибок. Сначала мы сосредоточились на создании инфраструктуры для автомобилей, было много планов строительства дорог с тремя кольцами вокруг города. Но, в конце концов, мы их не реализовали. Во-первых, мы поняли, что это слишком дорого. Во-вторых, заметили, что не нуждаемся в такой масштабной автомобильной инфраструктуре.
Серьезная ориентация на автомобили могла бы разрушить структуру города. Поэтому мы начали реализовывать маленькие проекты улучшения транспортного сообщения близких маршрутов, делали все для того, чтобы общественный транспорт отделить от частного, много внимания уделяли распространению информации об общественном транспорте , делали ее понятной.
Фото: Flickr/ingrid eulenfan
Мы также серьезно поддерживали развитие велосипедного движения и пытались улучшить ситуацию для пешеходов. Те отрезки, где автотранспорт не нужен и которые можно преодолеть пешком, должны быть привлекательными. Также мы пропагандировали совместное использование автомобилей - не каждый человек должен иметь собственный автомобиль, его можно использовать совместно с другими жителями".
Урок шестой: Коммуникация с жителями
"Один из наибольших импульсов развития города - это поддержка активности граждан путем привлечения профессиональных менеджеров проектов. В этом Лейпциг, например , похож со Львовом - у жителей есть много идей, они активны . Однако им не хватает профессиональной поддержки. Если ее предоставить, мы получим удивительный эффект для городского развития.
Мы пытались привлечь к развитию города разных деятельных людей - жителей, чиновников, бизнес. Развитие города гораздо успешнее, если оно происходит в рамках общего консенсуса, а не в рамках конфликтов и споров. Коммуникация дает очень много.
Фото: Flickr/ingrid eulenfan
Хорошим примером сотрудничества жителей и представителей администрации Лейпцига стал проект реформирования одной автомагистрали, которая разделяет два района города.
До реформы состояние дорожного покрытия и общий вид этой магистрали был не самым лучшим. Ни для автомобилистов, ни, тем более, для велосипедистов или пешеходов она не была удобной. Мы привлекли к планированию всех, кто имел отношение к пользованию этой улице. В совещательном совете были представлены водители, пешеходы, велосипедисты, владельцы магазинов , ресторанов , жители , которые живут вдоль улицы. Таким образом было найдено компромиссное решение , которое учитывало интересы всех задействованных групп".
По материалам: INSIDER