Подорожание коммунальных услуг у многих вызывает желание убедиться в их настоящей стоимости, но обоснование и составляющие тарифов получить потребителю невозможно. Как с этим бороться?
Юристы на конкретных примерах объясняют грамотные с правовой точки зрения методы отстаивания своих прав, касающихся жилищно-коммунальной сферы.
Юрист Максим Остапенко он рассказал:
- Каким образом можно потребовать от ЖЭО обосновать размер действующих тарифов на коммунальные услуги, а также получить показания внутридомового счетчика отопления, получить четкую схему границ придомовой территории и получить доступ на крышу дома?
- Как заставить ЖЭО починить лифт, который постоянно выходит из строя?
1. Я считаю, что коммунальные тарифы, по которым ежемесячно исправно плачу, слишком завышены. Как и где я могу потребовать обоснование тарифов, чтобы убедиться в их справедливом размере?
Согласно ст.7 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах", установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется органами местного самоуправления.
Одновременно, ст.28 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" гласит, что формирование тарифов на бытовые, коммунальные услуги (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод – они устанавливаются Национальной комиссией регулирования рынка коммунальных услуг Украины) относится к компетенции исполнительных органов местного самоуправления. Иными словами, их устанавливают исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов. В частности для Киева – это Киевская городская государственная администрация.
В случае несогласия с размерами коммунальных тарифов, за их обоснованиями следует обратиться с письменным запросом в ЖЭО.
Ответ на этот запрос, согласно ст.20 Закона Украины "Об обращении граждан", ЖЭО должен дать не позже, чем через месяц после его получения.
2. Утром я застрял в лифте и опоздал на работу. На работе шеф пообещал вычесть мое опоздание с заработной оплаты. К слову, лифт в моем доме ломается периодически, но в ЖЭО говорят, что у них нет ни средств, ни людей на его починку. Имеет ли мой шеф право вычитывать с зарплаты за опоздание? Если да, то на кого и каким образом, я должен жаловаться, чтобы мне компенсировали эти деньги?
Первый и известный всем шаг в случае поломки лифта – вызов диспетчера лифтовой службы. Дата и точное время Вашего вызова всегда фиксируется в соответствующем журнале.
Что же касается возможных действий руководства на рабочем месте, то здесь необходимо руководствоваться ст.149 КЗоТ Украины. Согласно этой статье, перед наложением на Вас любого вида взыскания, руководитель обязан взять у Вас письменные пояснения, в которых Вы излагаете причины опоздания (делая акцент на их уважительности) и указываете орган (организацию), в которую руководитель сможет обратиться за подтверждением изложенного Вами.
Более того, ст. 147 КЗоТ Украины предусматривает исчерпывающий перечень видов взысканий за нарушение трудовой дисциплины, которыми являются выговор и увольнение. Как видим, такого вида, как взыскание денежных средств с заработной платы данная статья не предусматривает.
Поэтому, в таком случае следует отстаивать свои нарушенные права, обратившись в прокуратуру или инспекцию по охране труда. Естественно, это не лишает Вас права обращения в суд на любой стадии развития проблемы.
Если же лифт в доме ломается систематически, то в этом случае необходимо также составить акт-претензию в ЖЭО за подписью, минимум, двух свидетелей из числа соседей. В документе нужно обозначить проблему (периодический выход из строя лифтового оборудования) и потребовать как можно быстрее устранить неполадки, если это возможно, либо же сделать перерасчет размера оплаты за недолжным образом предоставленные услуги согласно договору о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Необходимо помнить следующее. Согласно пп. 1 п.15 Типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, который утвержден Постановлением Кабмина №529 от 20.05.2009г., исполнитель жилищно-коммунальных услуг (в данном случае ЖЭО) несет ответственность за ненадлежащее предоставление услуги, что привело к нанесению ущерба имуществу и/или помещению потребителя, ущерба его жизни или здоровью. Он должен возместить Вам причиненный ущерб – как материальный, так и моральный. В данном случае, подразумевается судебный порядок урегулирования спора.
В случае, если ЖЭО, в ответ на Ваши претензии по поводу работы лифта, пытается переложить ответственность на организацию, с которой у него заключен договор на обслуживание лифтового оборудования, следует заявить следующее – поскольку договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг у Вас заключен именно с ЖЭО, а не с третьим лицом, то и отвечать перед Вами за недостатки в работе лифта должен именно ЖЭО. Иными словами, переадресация ЖЭО Ваших законных требований к третьему лицу в данном случае недопустима.