И хотя Киев считают одной из самых зеленых столиц в Европе, проблем у города хватает. Заброшенные опасные объекты, отсутствие систем экозащиты на некоторых предприятиях, нехватка полигонов для мусора... Столица перерабатывает всего 5% отходов, хотя могла бы увеличить эту цифру до 30—60%. Остальной мусор уничтожается или захороняется на полигонах, а их возможности уже практически исчерпаны. Страдают киевляне и от выхлопных газов автомобилей. По сравнению с Москвой, количество выбросов углекислого газа у нас в 4 раза меньше, но оно быстро растет. В то же время, по данным опроса компании The Boston Consulting Group (BCG), которая разрабатывает «Стратегию развития Киева до 2025 года», 32% киевлян хотят видеть свой город «самым экологически чистым мегаполисом».
Руководитель проектов компании BCG Сергей Перапечка считает, что приоритетом в улучшении экологической ситуации должно стать снижение объемов выбросов, защита существующих и планирование новых зеленых зон города, сертификация предприятий города по мировым экологическим стандартам, выработка с Киевской областью совместного плана утилизации мусора.
Среди предложений экспертов — строительство шумовых экранов (высокие пластиковые ограждения вдоль автострад), высадка зеленых полос из деревьев и кустарников. Регулирование транспортных потоков, переоборудование водопроводных насосных станций, благоустройство прибрежных зон и перестройка полигонов в производственные участки по переработке мусора.
БОРЬБА С ПРОБКАМИ. Одна из проблем столицы — пробки. Из-за них количество выбросов углекислого газа в воздух увеличивается на треть. «Киеву нужен центр анализа кризисных ситуаций. Для этого достаточно установить 20—30 малых метеостанций в самых загазованных местах, где больше всего пробок — площадь Победы, киевские мосты, район Шулявки, автовокзал. Датчики станций фиксируют уровень загазованности в воздухе. Как только он становится критичным, они передают эту информацию в центр обработки. И специалисты принимают решение — переключают режим светофоров или на несколько часов делают одну из параллельных улиц односторонней, чтобы побыстрее пропустить машины», — предлагает Георгий Лисиченко, член-корреспондент НАНУ, зам директора Института геохимии окружающей среды АН Украины.
«Чтобы машины не стояли в пробках и не газовали, нужно убрать парковки с обочин дорог. И построить подземные и многоэтажные паркинги», — считает Юрий Самойленко, глава общественной организации «Зеленый мир».
ОПАСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. «Самыми опасными предприятиями в столице считаются «Радон», который занимается захоронением радиоактивных отходов, предприятие «Захид», которое использует бериллий. А также хранилища хлора «Киевводоканала», завод «Энергия», — рассказывает Владимир Жмуцкий, эксперт Центра Разумкова, член общественного совета «Стратегии развития Киева до 2025 года». По мнению эксперта, эти и многие другие предприятия столицы необходимо выносить из города, а оставшиеся заставить установить современные системы экологической очистки. «Другой вопрос — куда выносить предприятия. Разговоры о переносе в область ведутся давно, но нужно, чтобы руководители Киева и области сели и решили раз и навсегда — как это сделать», — говорит Жмуцкий.
ВОДА. Чтобы киевляне точно так же, как жители Будапешта и Вены, могли пить воду из-под кранов, необходимо установить мощные очистные сооружения. «А у нас до сих пор воду хлорируют, хотя есть другие средства. Также можно в каждом доме устанавливать доочистные установки», — говорит Владимир Жмуцкий. В Киеве уже принята программа «Питьевая вода», которая может решить эту проблему. В ней предусматривается замена всех труб, установка очистных сооружений и замена хлора.
Чтобы обеспечить киевлян чистой водой, нужно заняться и бюветами. «Раньше на каждый бювет в месяц выделялось 15—20 тыс. грн. Деньги шли на анализы воды, ремонт и содержание бюветов. Сейчас все запущено», — считает Юрий Самойленко. А по мнению Георгия Лисиченко, в Киеве бюветы строились с нарушениями. «Плохо изолировали поверхностные слои, и в результате сейчас в бюветную воду попадают поверхностные воды, поэтому она не лучшего качества». Если отремонтировать все бюветы и найти им хозяина, то киевляне могут получать чистую питьевую воду.
ОСТРОВА. «Чтобы сохранить наши острова, нужно категорически запретить въезд туда машин. А также, наконец, принять поправки к законам, которые запрещали бы ставить машины на газоны. Сейчас на Русановскую набережную перетащили плавучие рестораны. Мало того, что они загрязняют воду своими отходами (там нет стационарной канализации), так гости этих ресторанов и казино паркуются перед ними прямо на газонах, в скверах», — говорит Владимир Жмуцкий.
ИЛ — НА ТЕПЛО. Одна из опасностей, которая может грозить столице, — иловые поля Бортнической станции аэрации. Их в любой момент может прорвать, и будут затоплены окружающие территории. «Эти отходы легко можно перерабатывать на тепло. У нас уже разработана специальная установка, которую нужно только поставить прямо рядом с этими полями. Уникальность ее в том, что мы сможем сжигать мокрый ил и вырабатывать тепловую энергию. Ею можно отапливать дома. Выбросов в атмосферу практически нет», — говорит Георгий Лисиченко.
МУСОР. Срочно надо решать проблемы и с мусором. Как считает Жмуцкий, нужно строить новый современный мусороперерабатывающий завод, но очень далеко от жилых массивов. Кроме того, необходимо пригласить компании с мировым именем, которые, наконец, займутся разделением и переработкой мусора
ЛИСТЬЯ. Каждую осень из наших парков, скверов вывозят тонны листьев, превращая их в обычный мусор. «Это большая ошибка. Экологи Санкт-Петербурга добились европейского подхода. Теперь там листья убирают только с дорожек, площадок и улиц. А на земле, возле деревьев их не трогают. Потому что опавшие листья образуют новую почву. Посмотрите на наши парки: только в центре завозят новую землю, а в остальных парках, где листья вычищают, торчат голые корни деревьев. От этого деревья высыхают», — считает Алексей Василюк, зам главы Национального экологического центра Украины.
Но даже убранные листья можно использовать. «В Праге вокруг города есть небольшие предприятия, которые перерабатывают опавшие листья на удобрения — биогумус. Ими можно удобрять деревья, газоны в городе. Правда, сначала у нас нужно запретить использовать для посыпки дорог соль, которая содержит натрий: она портит каштаны», — говорит Елена Луцишин, зав лабораторией Научного центра экомониторинга НАНУ.
ПАРКИ. Киеву нужны также новые парки. «К примеру, у «Киевской ландшафтной инициативы» есть очень интересный проект — убрать дорогу вдоль набережной Днепра в тоннель, а сверху высадить парк, сделать пешеходную зону. Таким образом Киеву вернется исторический образ, когда склоны плавно подходят к Днепру», — говорит Алексей Василюк. На такую идею потребуется много средств. Но если ее действительно осуществить, экологическая ситуация в центре серьезно улучшится.