Как кризис может помочь Киеву стать лучше


Фотография: shutterstock.com

Для начала нам стоит определить, собственно, что мы хотим получить на выходе преобразований города. Первый сценарий – просто урезать издержки, что-то сократить и… ждать, когда наступит очередной экономический подъем. Тогда вновь массово закупать автомобили, строить «свечки» на каждом пятачке и изнывать от заторов. Эту историю Киев уже прожил – в период экономического бума 2006-2007 годов, когда бюджет города вырос в четыре раза, а украинцы за год купили полмиллиона новых автомобилей. Как мы помним, на этот период пришелся и массовый дерибан земли, который расхлебываем до сих пор.

Второй сценарий – это когда мы сразу что-то делаем с учетом будущего экономического роста, создаем условия не только для него, но и предупреждаем массу проблем и готовим ответы на те вызовы, которые возникнут в будущем. Это уже не спорадическое сокращение в «пожарном» порядке – а первый шаг к устойчивому развитию, тому подходу, по которому и живут успешные европейские города.

Самая простая и быстрее всего приносящая результаты – реформа общественного транспорта. Так или иначе, но деньги здесь будут всегда – ездить-то как-то надо. Может ли город позволить себе ездящие пустыми троллейбусы, трамваи, автобусы? Может ли Киев щедро обслуживать социальные и непопулярные маршруты «Киевпастранса», отдавая прибыльные направления частным перевозчикам? Разумно ли использовать автобусы там, где их несложно заменить троллейбусами и трамваями – ведь электричество всегда было дешевле дизтоплива, а сейчас и подавно? Ответы очевидны.

Впереди нас ждет серьезная реформа городского транспорта, которой многие будут недовольны. Если «Киевпастранс» может выравнивать возросшую себестоимость за счет электротранспорта, то частники вынуждены будут повышать цены – или менять подходы к работе. Маршрутки станут другими – если вообще останется такое понятие в привычном для нас значении. Вместе с тем появятся не только новые маршруты, удобные и востребованные, но и новые виды услуг – экспрессы, ночные перевозки, высококомфортные автобусы с гарантированными посадочными местами, бронированием, wi-fi и опрятными водителями. Многие автовладельцы с удовольствием пересядут на такой транспорт – а в будущем, уже при экономическом росте, не факт, что будут пользоваться машиной так бездумно, как сейчас.


Фотография: shutterstock.com

Улицы не могут не обновляться – ведь эта основная единица городской среды формирует лицо города в целом, содействует или угнетает тенденции развития. Денег на развязки нет – да и не актуально это при таких ценах на бензин. Падение трафика – это окно возможностей переосмыслить не только транспортные потоки, но и всю уличную среду. Новые наземные переходы (а на содержание подземных нужны деньги), пандусы, широкие тротуары – улицы как место коммуникаций могут стать лучше. А чем их больше – тем быстрее идут процессы в обществе, тем быстрее мы будем развиваться. И надо учитывать послевоенные реалии – ставшие инвалидами бойцы АТО должны чувствовать себя полноправными горожанами!

Самая неупорядоченная и коррумпированная сфера в городе – это оплата парковки. Смешные шесть тысяч паркомест, нежелание депутатов Киевсовета внедрять европейские практики оплаты, а чиновников – реально наводить порядок на улицах. При этом вполне логична позиция многих водителей не платить «Киевтранспарксервису» – ведь деньги уходят непонятно куда. Был бы прозрачный механизм – была бы оплата, а средства могли бы идти на благоустройство той же улицы, где устроена парковка.

Ведь это очень простой механизм! Например, Михайловская площадь при нынешних фактических 300 паркоместах при их использовании только в будни в рабочее время могла бы «собрать» более 6 млн грн в год. Не меньше средств могло бы поступить и от Контрактовой площади, которой давно нужна реконструкция. Деньги просто лежат под ногами!

Нельзя медлить и с упорядочиванием уличной торговли – МАФов, рынков, передвижных торговых точек и прочего. Комплексная схема по МАФам должна быть внедрена жестко и оперативно – чтобы честные предприниматели получили гарантии, что они смогут работать 3-5 лет, а нелегалы получили бы «волчий билет» в этот бизнес. Без промедлений нужна комплексная схема по передвижной торговле, а также новая система микрорынков для тех самых «стихийных» бабушек. Но опять же – с жесткой зачисткой стихийных рынков в неположенных местах.

Разобравшись с первоочередным, можно уже планировать развитие. Четко обозначить территории застройки, жестко контролировать ограничения, готовить реальные детальные планы территорий совместно с местными жителями, а не прятать их по кабинетам чиновников. Разобраться с парками, зелеными зонами, вместе с жителями выработать прозрачный механизм их содержания и развития.

А главное – правила игры, правила жизни в городе должны быть понятными и справедливыми. Тогда сами горожане будут следить за их выполнением. Это и есть та сама самоорганизация городской общины – единственный инструмент выживания и успешного развития. Нынешнее время – это шанс для урбанистики показать свою полезность. Иначе кризисные «качели» будут продолжаться.