В этом году начнется реконструкция набережной Днепра. В новом виде — без МакДональдса, трамвая и рынка — она предстанет к Евро-2012. В связи с перестройкой участка от Почтовой площади до Наводницкого парка отсюда «выгнали» все плавучие рестораны, шоу—бары и гостиницы.
«Конкурс на проект набережной объявят весной, но уже сейчас над проектами работают архитекторы», — рассказала нам пресс-секретарь главка архитектуры Марина Шаповал.
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. Первой новостройкой здесь, по всей видимости, станет ТРЦ, который планируют возвести вместо рынка «Рыбалка» возле станции метро «Днепр» (Набережное шоссе, 25). Как рассказала нам автор проекта Лариса Скорик, «на это здание есть заказчик, у него есть все разрешительные документы». «Это — трехэтажный ТРЦ, который будет и подпоркой холмам. Так как мы хотим его сделать в виде террас со стеклянными стенами, то комплекс отлично впишется в ландшафт. Крыша его будет озеленена», — сказала нам Скорик. В ТРЦ будут рестораны, выставочные залы и подземный паркинг. Из идей: возведение двух комплексов с кинотеатрами, бутиковыми галереями, кафе и, возможно, катка с боулингом на склонах в районе Родины-матери. А недалеко от Парковой аллеи могут вырасти еще два комплекса с выставочными залами и офисами.
Идея. Новое строение ТРЦ хотят сделать стекляшкой с зеленой крышей. Фото: Главк архитектуры
ПОЧТОВАЯ. Лариса Скорик предлагает убрать уже почти достопримечательность Почтовой площади – «Макдональдс». Ведь все новостройки она хочет делать похожими на ТРЦ возле моста Метро, стекляшками террасного типа с зелеными крышами, и фаст-фуд рядом с ними не впишется. Проезжую часть Скорик предлагает поделить на уровни – нижние для транспорта, а верхние – для пешеходов, а трамвайные пути снять. «Через Днепр хотим пустить несколько стеклянных пешеходных мостиков, сделаем новые спуски к воде, оборудованные пандусами и специальными подъемниками для инвалидов», — говорит она.
Проект иностранцев. Набережная с трамваем и без машин. Фото: Workshop «Canactions-2010»
Концепция застройки набережной архитектора Георгия Духовичного, одобренная Киевглавархитектурой, ждет инвестора уже около 5 лет: «Мы делали проект под инвестора Виктора Пинчука, но не сошлись во мнениях, какой этажности здания строить». Он видит прибрежную зону не стеклянной, а в стиле Андреевского спуска: «Наша концепция схожа с концепцией Ларисы Скорик — невысокие здания с ТРЦ и отелями, новые спуски к воде и пешеходные мостики, за счет трамвайных рельсов расширить на полосу с обоих сторон дорогу».
ПЕШЕХОДНАЯ. Иностранцы видят нашу набережную полностью пешеходной, с велосипедными и прогулочными дорожками, которые бы находились на одном уровне с водой. При этом трамвай остается на месте, а над склонами появляется канатная дорога. Это предложили молодые архитекторы из Голландии, Португалии, Швейцарии, Германии и России в прошлом году на фестивале «Canactions-2010», темой которого было новое видение берега Днепра. В этом году, как рассказала нам администратор этого фестиваля Анна Бондарь, архитекторы вновь будут проектировать набережную к Евро—2012.
Жители Подола разошлись во мнениях, что надо делать с набережной. «Я — за то, чтобы тут ничего не меняли, а просто реконструировали причалы. Трамвай надо оставить», — говорит пенсионер Виктор Прокопчук. «У Киева нет нормальной набережной. Только зачем ее делать так высоко от воды и почему тут должны быть бутики?», — говорит филолог Ирина Кущ.