Если замысел удастся, легальными станут не только паркоматы, но и, казалось бы, канувшие в Лету скандальные блокираторы. «Комсомолка» попыталась выяснить, надо ли ждать очередного пришествия последних, а также к чему приведут свежие правила стоянки от Кабмина.
Похоже, спокойная жизнь столичных водителей скоро прекратится. Причем если раньше с охотниками за автомобилями можно было бороться с помощью юристов, то теперь блокираторщиков обещают узаконить, тем самым обеспечив людей за баранкой крупными проблемами. Между тем чиновники уверяют, что все останется по-прежнему:
- Если человек не заплатит за стоянку, то сотрудник вправе заблокировать технику с помощью шлагбаума или надеть на колеса «крабы». Виновный продолжит упорствовать - парковщик в присутствии свидетелей составит акт о нарушении, направит его в суд, и водителя вынудят раскошелиться как за нарушение правил парковки, так и за услуги стоянки и разблокировки. Если же человек, не возражая, отдаст деньги за простой своей машины, то и разблокирование будет бесплатным.
Что же выходит? Если эти правила введут в действие, решение Кабмина будет противоречить недавним указаниям Министерства юстиции? Ведь главные юристы страны еще в начале лета дали понять, что брать колеса машин «в капкан» незаконно. Это нарушает право свободного передвижения граждан и, следовательно, Конституцию.
- Думаю, правила еще доработают, - считает юрист Николай Лукаш. - Ведь принимать их в таком виде бессмысленно: водители опять примутся забрасывать суды исками. По сути же ничего не поменяется - право на свободное передвижение, как и прежде, будет нарушено! Кроме того, в законах Украины четко прописано: цеплять блокиратор имеет право только ГАИ, да и то в случае, если машина неисправна, находится в угоне и т.д. О парковщиках там ни слова. Несколько месяцев назад это подтвердил и Минюст.
Парковка может подорожать
Чиновники намерены не только натравить на водителей блокираторщиков, но и натыкать везде паркоматы. Мало того, чтобы создать конкуренцию, будут проводиться тендеры на право организации стоянок. В связи с этим специалисты уже заговорили о возможном повышении цен.
- Сами судите. Фирмам, которые займутся парковкой, придется закупить паркоматы, шлагбаумы, сделать разметку, барьеры… Все это влетит в копеечку, - рассуждает экономист Юрий Бунник. - Один автомат стоит около 100 тыс. грн. Разметка - минимум 15 грн. полоса. Знаки и таблички - от 300 до 700 грн. за штуку. Чтобы оборудовать всем необходимым, к примеру, город-миллионник, требуется около 15 млн грн. Естественно, тарифы на парковку существенно повысятся.
Впрочем, касательно цен пока не осведомлены даже в Кабмине. На сегодня они за парковку в столице и так самые высокие в Украине. Но вот автомобилистам других городов точно придется раскошелиться. В данный момент за час простоя в областных центрах берут в среднем около 2 грн. А после ввода новых правил начнут требовать около 5.
Мнение специалиста
Эдуард Карпенко, политолог:
- Думаю, переживать раньше времени не стоит. Новые правила парковки - непопулярное решение правительства, которое явно никому не понравится. Учитывая, что едва ли не каждая вторая семья имеет машину, никто не рискнет совершить подобный шаг перед выборами.
{google}