Все мы имели большие надежды на изменения после Революции Достоинства. Но Украина снова откатилась к модели олигархического строя, утопает в коррупции, бесхозяйственности и бесправии. Изменить порядок дел в стране может так называемая «народная Конституция». Такое мнение в комментарии журналистам выразил политолог Сергей Коваленко.
«Худшее, что власть при этом заинтересована в клановой модели. Хотя, конечно, как и в брежневские времена, чиновники на телеэкранах рассказывают лишь о "достижениях и реформы". Но эти так называемые "реформы" еще больше обостряют ситуацию и доводят украинском до обнищания. Особенно больно это чувствуют простые люди в регионах, которые уже не могут оплатить "драконовские" коммунальные тарифы, продукты и лекарства», — подчеркнул Коваленко.
По его словам, с телеэкранов народ слышит о «сплошное улучшение», а с другой — видит реальность: рост безработицы и подорожание товаров и услуг, рейдерство на предприятиях, смерти на дорогах, массовые взятки и контрабанда, «торговлю на войне и крови», покушения на журналистов и попытки ограничения свободы слова.
«Больше всего сил власть тратит на то, чтобы делать вид, что она борется с коррупцией. Хотя бы для отвода глаз человеческое посадили нескольких важных персон за взятки — но и их нет. Вместо этого наплодили множество спецорганов, которые лишь демонстрируют свою несостоятельность», — подчеркнул политолог.
Он отметил, что как следствие — украинцы теряют веру в саму украинскую государственность и массово мигрируют за границу в поисках работы и лучшей жизни.
По мнению Коваленко, как источник власти в стране, народ в таких условиях должен требовать нового общественного договора, который был бы без интересов олигархов и кланов, перетаскиваемого властных полномочий. Вместо этого в новом договоре должны быть инструменты контроля над властью. Ведь сколько бы мы не ходили на выборы, снова и снова становимся на те же грабли: кланово-олигархическая система возрождается даже после революций и сотен смертей украинский наших свободы.
«Первой с идеей нового общественного договора еще в июне выступила лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. Она признала, что в действующей Конституции права и свободы людей «никем и ничем не гарантированы», — подчеркнул он.
Под патронатом Тимошенко, как отметил Сергей Коваленко, сегодня группы специалистов нарабатывают по направлениям новую концепцию общественного договора — это не что иное, как проект народной Конституции, новый президент должен вынести на всенародный референдум.
«В этом действительно есть зерно правды. Ведь Конституцию 1996 года творили представители партноменклатуры, она стала предметом кулуарных договоренностей и заложенных правовых ловушек, зато страна и люди были вычеркнуты из процесса его принятия», — добавил он.
Ключевой недостаток Конституции 1996 года, по мнению Тимошенко, заключается в том, что Основной закон построен не на договоре между народом и элитами, а на олигархическом заговоре. Именно поэтому, убеждена она, украинский народ долгие годы лишен главного права — быть единственным источником власти. И рычагов влияния на власть нет. Кроме того, не случайно в Законе все ветви власти являются бесконтрольными, а потому безответственными. Это особенно отразилось на действующей судебной власти, которую, по соцопросам, украинцы считают несправедливой и недоступной для большинства людей.
Политик уверена, что за 9 месяцев в результате общественной дискуссии должен родиться проект общественного договора, в котором чиновники не смогут изменить даже запятую.
«Сегодня на повестке дня стоит не просто необходимость принятия новой Конституции в качестве основы новой Украины, не просто перезагрузка власти, а изменение философии нового Основного закона. Нам нужен новый общественный договор между гражданами: какое они хотят самоуправление, как эффективно включить их в процесс управления страной. Если это сделать правильно, то, во-первых, в стране будет наведен порядок, во-вторых, людям не нужно будет выходить на Майдан. Ведь в новой Конституции должно быть несколько ключевых вещей. Первое: нам нужно убрать двоевластие в стране. Второе: нам необходимо поставить власть под полный контроль, снять монополию политического класса на управление государственной и вернуть в этот процесс людей», — объяснила политик.