Столичная мэрия утвердила перечень площадок под строительство паркингов. Эксперты и активисты считают, что подземная стройка убьет исторический центр города, а вместо парковок будут построены ТРЦ.
Не для людей, а для машин
В списке «объектов, нуждающихся в привлечении инвестиций» указано 26 пунктов. Из них два многоуровневых паркинга предполагается построить в центре столицы. Первый займет пространство от Институтской улицы до Европейской площади. Второй, согласно документу, должен разместиться на участке от Крещатика до Ольгинской улицы, включая площадь Ивана Франко и улицу Архитектора Городецкого.
Глава подкомитета по вопросам охраны культурного наследия, народный депутат Александр Бригинец не скрывает возмущения инициативами киевской власти.
«Нужно отказаться даже от самой идеи строительства подземных паркингов в центре города. Из-за особенностей структуры киевских склонов это крайне опасно для зданий, а тем более для театра Ивана Франко. Я уже не говорю о тех немногих сквериках, которые еще остались», – объясняет он.
Полностью согласен с ним активист инициативной группы «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко. По его словам, по аналогии с европейскими городами Киев должен развивать публичный транспорт и превращать историческую часть в рекреационно-променадную зону.
«Но в реалии власть ориентируется не на людей, а на авто. Понятно, что такие паркинги спровоцируют разрушения исторических зданий. Но, как показывает практика, юридически почти невозможно доказать, что проблемы взаимосвязаны. Они сначала будут строить, а потом выделять бюджетные деньги на ремонты», – уверен активист.
Легким движением руки паркинги превращаются ТРЦ
Обеспокоенность общественности разделяют и архитекторы. «Конечно, в Европе есть множество примеров использования подземного пространства даже в исторических центрах городов. Но применить их у нас практически невозможно из-за варварского потребительского отношения к городу инвесторов и властей. В киевских реалиях возможно все, включая перепрофилирование запланированного паркинга под ТРЦ и нагромождение киосков на поверхности», – говорит директор архитектурной мастерской «Арх-Дизайн Бюро» Владимир Приймак.
Напомним, что в планах реконструкции Почтовой площади изначально предполагалось строительство подземного паркинга, который потом превратился в ТРЦ.
Тем временем, непосредственно в мэрии проект считают абсолютно целесообразным. И данное распоряжение – начало реализации давнего плана Александра Попова. Два года назад глава КГГА обещал построить не два, а целых семь подземных паркингов в центре столицы.
Более того, застройщик первого из проектов давно определен, в распоряжении площадку прописали формально.
«Это компания «Грааль», мы активно ведем переговоры, но еще есть нюансы», – сообщил «Взгляду» директор Департамента транспортной инфраструктуры Евгений Водовозов.
Кстати говоря, компания «Грааль», которую связывают с братом министра образования Михаилом Табачником, находится на участке с 2005 года. За это время со скандалами она снесла на Крещатике дом №5, 5а, 5б и 5в.
В 2006 году по заказу компании архитектурная мастерская ООО «ТАМ «Н. Демин» разработала проект комплексной застройки Европейской площади, центром которого стал 48-этажный гостиничный комплекс. Высота здания должна достигать 160 метров. На градостроительном совете разработчиков обязали понизить этажность.
Где еще будут паркинги:
- ул. Крещатик на участке от дома № 17 до дома № 29;
- ул. Прорезная на участке от ул. Крещатик до ул. Пушкинской;
- ул. Бассейная на участке от ул. Шелковичной до ул. Шота Руставели;
- ул. Крещатик, 25;
- Набережное шоссе.