Речь идет о риске приостановки реализации договоренностей по кредиту в размере 2 млрд долларов на строительство ветки метро на Троещину в Киеве.
Как известно, 28 января текущего года Киевская горгосадминистрация и японская Itochu Corporation подписали соответствующий меморандум о намерениях. Документом предусматривается, что КП Киевский метрополитен может получить кредит в размере 2 млрд долларов на 30 лет под 1,5% годовых на строительство метро.
Чиновники столичной мэрии в связи с этим уже анонсировали начало строительных работ в следующем году. Однако вчера, после новостей о последствиях землетрясения и цунами, которые привели к остановке промышленных предприятий, перебоям в энергоснабжении и разрушениям транспортной инфраструктуры, японский рынок акций рухнул более чем на 6%.
Как сообщил член группы по межпарламентским связям с Японией народный депутат Алексей Логвиненко, в связи с масштабным ударом стихии по экономике страны существует большой риск приостановки реализации ряда внешних кредитных программ со стороны Токио. "Думаю, что такой риск имеется. Я думаю, что японское правительство сконцентрирует все свои усилия на решении внутренних проблем, и это, на мой взгляд, абсолютно правомерно", - сказал Логвиненко.
Народный депутат, глава парламентского подкомитета по вопросам международной экономической политики Алексей Плотников считает, что японская сторона не изменит объемы финансирования, однако наверняка внесет изменения в технические вопросы своих кредитных программ, касающиеся привлечения к реализации проектов в рамках кредитов своих национальных компаний. "Могут быть внесены изменения не в финансирование этих программ, а в техническое воплощение. То есть если эти программы требуют привлечения японских специалистов и японских технологий, то, возможно, будут какие-то корректировки, переносы", - сказал он.
Более оптимистически настроен президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров, отметивший специфику понимания бизнеса самими японцами. "В свое время я имел контакты и с японской Ассоциацией финансовых аналитиков, и с Ассоциацией страховых организаций Японии, и могу сказать, что подход Японии к бизнесу несколько иной, чем у нас и в Европе. Они очень долго не заключают договора, очень долго идут меморандумы, предварительные договора о совместной деятельности. Но если договор уже заключен, вступил в силу, то по их бизнес-логике, - я так понимаю это идет еще с самурайских времен, - не выполнить договор для японской стороны практически невозможно", - отметил Прозоров.
Как пишет издание, в лучшем случае, продолжение переговоров по кредиту в 2 млрд долларов будет отсрочено на несколько месяцев, пока в Японии будут решать внутренние проблемы. Так, например, считает аналитик Инвесткомпании Dragon Capital Ольга Сливинская. "Если мы говорим о переговорах по будущим кредитам, то какая-то задержка вероятна, так как сейчас у них в приоритете решение других вопросов. И это понятно. Мне сложно назвать какие-то сроки, но я не думаю, что это будет значительный период. Скорее всего, это будет сугубо техническая и кратковременная заминка в переговорах. Им нужно время, чтобы вернуться к нормальному функционированию", - сказала Сливинская. В худшем же случае, японская сторона пересмотрит ставки, что, в свою очередь, нанесет еще один удар по перспективам прокладки метро на Троещину. Как сообщалось, Киевская горгосадминистрация оценивает стоимость строительства Подольско-Выгуровской линии метро с учетом комплектации ее вагонами в 14 млрд гривен.