По прогнозам Госслужбы туризма и курортов, к нам в этом году приедет даже больше иностранцев, чем в прошлом 2012-м, когда страна принимала Евро.
Говорят, это связано с имиджевым прорывом страны во время чемпионата. По данным пограничников, в прошлом году к нам въехал миллион туристов.
Уже в этом году россиян стало больше на четверть, поляков — на 20%, причем каждый из туристов оставляет в стране от $110 до $170 в день. Интерес к Украине замечают не только у нас, но и в иностранных турфирмах. "В течение года мы продали на сто путевок больше, чем раньше (всего 600), — говорит "Вестям" Дэвид Оак с британского портала ukrainediscovered.co. uk. — Едут в Киев, Львов, Одессу и Ялту".
Больше туров в нашу страну стали заказывать даже в Канаде, на портале tourstoukraine.com: если за весь 2012-й было 75 поездок, то только за полгода 2013-го — 80. Марина Кривунченко, основатель проекта Free Tours Kiev, который проводит англоязычные экскурсии по столице, считает, что во время Евро разрушили миф об Украине как опасной стране. "Интуристов стало больше, особенно из Германии, Великобритании и Нидерландов", — говорит она. Показательны и обращения в центры туристической информации: например, на майские праздники во Львове в них зашли 1415 человек в прошлом году, и 2041 в этом.
ХОСТЕЛОВ СТАЛО БОЛЬШЕ
Выгоду от Евро ощутили на себе украинские хостелы, которые расширили сеть за счет "футбольной" прибыли. Роман Пономаренко, президент Всеукраинской хостел-ассоциации, говорит, что в мае-2013 по сравнению с маем-2012 брони от иностранцев было на 20% больше: "Возвращаются в основном россияне, поляки и, как ни странно, голландцы. Заработанные во время Евро средства (а тогда 163 хостела подняли тарифы в три раза) дали хороший толчок развитию сферы в целом. Кто-то один хостел смог превратить в сеть, кто-то сделал ремонт. Всего по Украине за "футбольные" деньги открылось до 20 новых объектов, а это до 70–80 рабочих мест".
ОТДАЧА БУДЕТ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА
Гостиницы ожидаемой прибыли не получили ни во время Евро, ни за год после чемпионата, считает Тамара Евдокименко, замглавы Ассоциации гостиничных объединений и гостиниц Украины. Но Татьяна Подгорецкая, начальник департамента компании "Премьер Интернешнл", считает, что главный плюс для сферы после ЧЕ — здоровая конкуренция, благодаря которой выигрывает потребитель - растет качество обслуживания, появляются интересные ценовые предложения. Кроме того, по ее словам, на рынок массово вышли мировые бренды, такие как "Редиссон", "Интерконтиненталь", "Шератон".
Правда, наполняемость гостиниц за год после Евро даже уменьшилась — за счет конкуренции и большего предложения: "Исключение — Львов. Там к Евро увеличили номерной фонд на 37%, но загрузка не упала. Но они несколько лет работают на привлечение туриста. А если не считать этот город, то 70% клиентуры это не туристы, а деловые люди".
Эксперты говорят: отдача от событий такого масштаба, как Евро, будет видна за два-три года.
"После Евро ничего не делается для того, чтобы подогревать к стране интерес, а он сам по себе не подогреется. Страна не вкладывает денег в свою рекламу, как Грузия. В мировые путеводители, такие как Thomas Cook и Polyglott, так и не включили Украину. Это тревожный звоночек", — говорит директор Центра туристической информации Владимир Царук.